Дом на колесах в России – новый тренд

Руслан Внедорожный, автопутешественник, блогер, 40 лет

Я живу в Подмосковье, в Котельниках. Много лет занимался организацией внедорожных путешествий. Потом устал от этого, открыл свой проект “Из края в край”, он направлен на популяризацию отдыха в России, караванинга и автотуризма.

Я родом из Баку, поэтому решил начать путешествия именно с Кавказа — хочется, чтобы люди знали: отдыхать там безопасно, там здорово, вкусно, гостеприимно! Мало где можно встретить таких душевных, открытых людей. В прошлом году проехал все республики Северного Кавказа. Этим летом проеду с севера на юг, от Архангельска, Мурманска до Владикавказа, Крыма, замкнут экспедицию Калуга и Тула — всего 33 региона.

Руслан Внедорожный

© Михаил Джапаридзе/ТАСС

Моя специализация — это караван, то есть небольшой прицеп, в котором есть все необходимое для жизни. Он совсем небольшой, но внутри есть и большое спальное место, и полки, и кухонный уголок.

Поставил мощный фильтр, в который можно заливать воду даже из речки, на крыше — солнечная батарея. Сам модуль — оболочку — построить недорого. В 100 тысяч точно уложишься. А вот дальше все зависит от размаха владельца.

“Начинка” в автодомах дорогая — одно окно для каравана стоит 20 тысяч. Шасси — 25. Так что оборудование обходится дороже, чем сама конструкция. Но всегда можно найти решение. К примеру, бак для воды для дома на колесах стоит от 20 до 30 тысяч.

Я же купил обычную канистру за 500 рублей и врезал в нее подходящую по размеру горловину из трубы. Все можно делать из доступных материалов, было бы желание.

Мне нравится караван потому, что его всегда можно отцепить и поехать на машине куда хочется. К примеру, вы приехали на место стоянки, разбили лагерь и тут вспомнили, что не купили что-то важное из продуктов.

Не собирать же опять лагерь! Если путешествуете с автодомом, сняться с места будет проблематично. А в моем случае — оставляешь пассажиров в лагере, а сам погнал в магазин. Не нужно две машины — для путешествий и для повседневной жизни.

У меня один внедорожник, я на нем езжу круглый год везде, где мне надо.

У прицепа есть и ряд других преимуществ. Его не надо обслуживать, только следить за ступичными узлами, которые надо менять раз в несколько лет. Страховка на мой караван не требуется, налогами он не облагается. Важное преимущество — экономия. В прошлом году я провел зиму в путешествии. Подсчитал, что за четыре месяца сэкономил минимум 180 тысяч рублей на хостеле и на кафе.

Больше всего мне нравится то, что в путешествии на колесах каждое утро за окном разный пейзаж. Можно заночевать прямо у моря, можно — в горах, и с тобой везде любимая кружка, тарелка, подушка. Очень быстро обживаешься в своем компактном пространстве и уже не хочешь в отели или чужие квартиры.

Мне хочется раскачивать направление караванинга. Пока у нас нет инфраструктуры, потому что не очень развит автотуризм, а автотуризм не развит потому, что не развита инфраструктура. Своими проектами я пытаюсь разорвать этот круг.

“Жена родит третьего — и поедем в Крым”

Алексей Якубович, бизнесмен, 51 год

Все началось еще в конце 90-х, тогда я купил первый простенький самодельный вагончик. Съездил с ним в Астрахань, понял, что это гораздо круче отдыха с палаткой. А потом решил, что на этом можно еще и заработать.

Занялся бизнесом — лет семь гонял в Европу и привозил домики в Россию, сотню точно перевез. А потом купил хороший автодом себе — в самом начале кризиса в 2008-м.

Хотел просто спасти деньги и планировал потом продать, но после нескольких путешествий так с ним сроднился, что домик у меня и остался. С тех пор с семьей путешествуем только на нем.

По образованию я радиомеханик, а вообще — инженер-самоучка, вот недавно собрал электрический мотоцикл — я байкер со стажем. К счастью, удалось в свое время много поработать, чтобы сегодня я мог быть свободнее и больше времени уделять воспитанию детей, занятиям, которые мне нравятся.

Алексей Якубович

© Михаил Джапаридзе/ТАСС

Я живу в загородном доме под Жуковским, у меня хозяйство, от него не уедешь надолго, но летом обязательно уезжаю с семьей на месяц в отпуск. Самое любимое место — это Крым, мы его с семьей исколесили вдоль и поперек, каждый раз останавливаемся в новых местах. И еще делаем пять-шесть коротких вылазок на два-три дня в течение года.

Жене такой отдых сначала был непривычен, она приспосабливалась к кочевому быту, но потом я устранил бытовые недочеты, стало легче. На крыше установил солнечную батарею, электричества от нее хватает, чтобы подключить мультиварку, сварить кашу или суп.

Путешествия на колесах затягивают, после них ехать в отель и две недели сидеть на закрытой территории не хочется. Мы ездили раньше и в Турцию, и в Египет, и на Хайнань. Я такие поездки воспринимал как работу: что поделаешь, надо вывезти семью. И с утра тебя начинают тюкать: “Ваш завтрак заканчивается в десять”, “Ваш гид ждет в 11 в холле”, “Поехали на экскурсию”.

А я не хочу, чтобы мне кто-то говорил, во сколько надо проснуться, во сколько куда-то ехать. В автодоме я встал, попил кофе, полежал, задрав ноги, почитал. Не хочу зависеть от внешних обстоятельств.

И что для нас с женой очень важно — дети обожают такие поездки. У нас двое погодков — сын и дочка пяти и четырех лет, на днях жена родит третьего. И уже в августе отправимся в путешествие в Крым.

У нас уже есть свои традиции — например, всегда берем с собой казан и готовим плов на костре, а вечерами растапливаем шишками самовар и пьем чай.

Я считал расходы — получается значительно дешевле, чем лететь на самолете и жить в отеле. И чем семья больше, тем выгоднее получается. Многие считают, что автодом “ест” топлива немерено.

Это не так: наш автодом в экономичном режиме потребляет десять литров, в смешанном может и до 15 дойти, но это все равно несопоставимо с ценами на билеты для пятерых человек туда и обратно. В обслуживании тоже ничего особенного: все то же самое, что и с обычным автомобилем.

И, честно говоря, экономия — совсем не главная причина выбора такого отдыха. Самое ценное — это эмоции.

В отличие от прицепа-каравана, где можно находиться только на стоянках, в автодоме согласно правилам можно ездить, как в обычной машине. Детям устанавливаем автокресла, они сидят за столом, занимаются своими делами, рисуют, например, или могут мультики по телевизору посмотреть.

У меня многие вещи в автодоме уже живут — незачем выкладывать зубные щетки, пасту, подушки, одеяла. Остается только собрать сумку с одеждой и продуктами и можно отправляться в путь.

“Кемпер дает возможность путешествовать всей семьей куда захочется”

Андрей Наумов, режиссер монтажа, 37 лет

Я работаю на телевидении, живу в Москве. Об автодоме я задумался несколько лет назад после путешествий в Карелию. Там неласковая погода, а хотелось сухости, уюта, тепла. Все это дает автодом и караван-прицеп, но у них есть два минуса: первый — это высокая цена. Хороший автодом стоит так же, как и квартира в Москве. Я видел и стоимостью в восемь миллионов рублей.

Во-вторых, ахиллесова пята прицепа и автодома — это проходимость. С караваном вы не можете съехать с дороги, мокрая трава для прицепа-каравана — это катастрофа, он тут же буксует. Боится тряски, кочек.

Для путешествия с ним нужны идеальные дороги. А я как раз люблю забираться на отдыхе подальше от цивилизации. И я решил сделать жилой “вкладыш” для своего пикапа-внедорожника.

Такие модули на свои машины ставили в Америке и в Европе с середины 70-х, и я решил тоже попробовать.

Путешествия с автодомом или с прицепом для России — явление пока редкое, а таких машин, как моя, — вообще по пальцам пересчитать.

Я сделал каркас из дерева, сверху обшил тонким слоем фанеры, а завершает “пирог” три слоя стеклоткани. На поверхности нет стыков, нет протечек, она не лопается.

Это надежная технология яхтенного строительства — когда-то я жил на юге, в Крыму, и занимался ремонтом яхт, так что для своего кемпера использовал этот опыт.

Первый кемпер я сделал сам — он был меньше, чем нынешний, в нем хватало места на двоих, и все. Потом у нас родился сын, я задумался о том, чтобы модуль стал больше и комфортнее, поэтому прошлый я продал и за зиму сделал новый.

Конечно, внутри у меня нет спальни и отдельной кухни, все аскетично, но нам с женой хватает. Самое необходимое есть: три полноценных спальных места, двухкомфорочная плита с баллоном, который можно заправить на любой станции, канистры для питьевой воды, обогреватель, холодильник. Мы мало проводим времени внутри, только спим там, а вся жизнь — в шатре, где мы раскладываем стол, шезлонги.

Строительство мне обошлось примерно в 100 тысяч рублей, отбить расходы можно за одну поездку.

Модуль легкий — всего 260 килограммов, при полной загрузке — около 500, грузоподъемность у машины до тонны, так что она почти не чувствует этого веса, на расход топлива модуль тоже влияет незначительно.

Внедорожные качества машины от присоединения модуля не страдают, просто надо быть осторожнее на поворотах, так как машина получается высокой и есть опасность перевернуться. Но я езжу аккуратно.

Кемпер монтируется очень быстро, крепится стяжками, установить можно за пять-десять минут с помощью домкрата. И что очень важно — регистрировать его в ГИБДД тоже не нужно. Это огромный плюс жилых модулей: они считаются грузом. Все очень удивляются, когда об этом узнают, — люди даже не подозревают, что так можно. Храню кемпер у гаража или на даче.

Мы с женой не исключаем и отельный отдых, есть страны, куда на машине добраться проблемно.

Но мне больше по душе вот такие путешествия дикарем — не люблю сидеть на месте, мы объезжаем страну из края в край. Осенью собираемся в Грузию, впервые с нашим сыном.

Мне нравится, что кемпер дает возможность путешествовать всем вместе, всей семьей куда захочется. Точно знаю, что везде нам будет уютно и комфортно.

“Хоть в поле съехать, хоть на берег реки, хоть к морю”

Андрей Калашников, владелец компании по аренде и обслуживанию кемперов

У меня небольшая фирма, которая предоставляет дома на колесах в аренду, а также их ремонтирует, занимается усовершенствованием. Если хотите “прокачать” свой кемпер — это ко мне.

Я люблю именно дома-прицепы, хотя для России пока это не самый ходовой вариант. Вожу кемперы в основном из Голландии — они там дешевле, чем в Германии. В Европе есть специализированные заводы, которые занимаются только домами на колесах. Есть и маленькие, есть и шестиметровые, для большой семьи или компании.

Мой кемпер, считай, гостиничный номер на колесах. В нем есть две спальни с дверями-купе, кухня из натурального дерева, обеденный стол. Из бытовой техники — варочная панель, холодильник, работающий как от электричества, так и от газа, телевизор, полноценный кассетный биотуалет и душ.

Андрей Калашников

© Михаил Джапаридзе/ТАСС Невероятные ощущения, когда со всеми этими удобствами оказываешься где-нибудь на природе. Есть и минусы, но это не вина дома — просто кемперы строят для другого климата.

У моего кемпера тоненькие стены — всего два сантиметра, ведь в Европе больше и не нужно — там нет суровой зимы. Ниже ноля внутри уже некомфортно, в минус техническая вода замерзает в трубах, ее надо обязательно сливать.

Это не значит, что караванинг зимой невозможен: в странах Скандинавии с холодным климатом он очень популярен, просто дома там делают с отоплением по периметру. Один из трех моих кемперов именно такой, зимний. Однажды мы с друзьями справляли в нем Новый год на природе, на улице было минус 25, а внутри все сидели в майках. Это очень здорово!

Меня часто спрашивают: хлопотно ли иметь кемпер? Смотря в чем. С точки зрения обслуживания — совсем не хлопотно, там и ломаться особо нечему: четыре колеса, четыре узла, все. Рама — оцинкованная, ржаветь нечему.

К тому же кемпер больше стоит в гараже, чем ездит, в продаже можно найти варианты с совершенно новыми узлами. Мой кемпер выпущен в середине 90-х и сейчас в очень хорошем состоянии, несмотря на то что я его уже три года сдаю в аренду.

А когда мы его только купили, он вообще был красавчиком.

Больное место в домах-прицепах — сам кузов. От времени и воздействия солнца пластик, которым дом обшит, трескается, лопается, герметик разрушается, в щели попадает вода, деревянный каркас разбухает, поролон разлагается. Именно поэтому при покупке прицепа нужно обращать внимание на его углы, проверять стыки.

Расход топлива увеличивается при перевозке прицепа где-то на три-четыре литра. Чем меньше машина-тягач, тем больше она будет “есть”. Но нужно понимать, что маленькая машина будет испытывать при этом сверхнагрузки, двигатель долго в таком режиме не живет. Так что для тягача лучше всего подходит мощный автомобиль.

В отличие от Европы, с прицепом можно встать везде, где нет знака “парковка запрещена”. Хоть в поле съехать, хоть на берег реки, хоть к морю езжай. Никто вам не запретит, не будет на каждом шагу говорить, что это частная территория.

Правда, дом на колесах может заехать далеко не везде. Вернее, он может заехать только туда, где хорошая дорога, — ведь создан он для хороших европейских дорог. Кочки, ямы для него губительны — подвеска очень жесткая и короткоходная, все избыточные нагрузки передаются на кузов, дом начинает расшатываться, разваливаться. Низкие свесы не позволяют заехать на высокий бордюр.

У нас чаще всего арендуют кемперы для поездок на Черное море, в Крым. На нашем юге потихоньку создают условия для караванинга, там таким прицепом уже никого не удивишь. На стоянках можно залить воду, слить кассетный туалет.

Если вы раз в год отправляетесь в отпуск на пару недель, выгоднее брать дом в аренду. Если же путешествие планируется месяца на три, дешевле купить дом, покататься и потом продать. Цены на дома в нормальном состоянии начинаются с отметки в 300 тысяч. За 500 можно купить очень приличный вариант. Дешевле 300, скорее всего, будет гнилой хлам.

Сам я никогда не ездил в длительный отпуск с прицепом — я сапожник без сапог. У меня сезонный бизнес, с мая по октябрь — горячая пора, надо зарабатывать на год, не до поездок. А зимой уже погода не позволяет. Так что выбираюсь максимум на три дня.

Карина Салтыкова

Дом на колесах в России – новый тренд

Дом на колесах в России – новый тренд

В 2019 году в России на 25% увеличился спрос на автодома и жилые прицепы (трейлеры). О том, почему растет популярность автодомов и как выбрать дом на колесах, в материале ОКНА МЕДИА. 

Что такое дом на колесах

Дом на колесах – это автомобиль с отдельным или встроенным жилым помещением для комфортного проживания во время длительных переездов.

 В нем есть спальные места (чаще всего трансформируемые в сиденья), санузел, кухня с плитой и холодильником, места для хранения, а также все блага цивилизации.

Производители стараются делать дома на колесах максимально автономными: отопительная система и подогрев воды работают на газе в баллонах, резервуары воды на 100-140 литров заполняются с помощью насосов, туалет оснащен сменными кассетами с химическим утилизированием.

автобус, переделанный в дом на колесах

Дом на колесах в России – спрос растет

В США каждый 12 автовладелец имеет автодом, а общее число транспортных средств этого вида достигает 10 млн. В России рынок гораздо скромнее – в год в среднем продается несколько тысяч домов на колесах, включая жилые прицепы, из них около 100 – именно автодома на базе шасси.

 некоторые умельцы создают дом на колесах в России своими рукамиДо недавнего времени в России автодома не пользовались популярностью из-за особенностей климата – как правило, они нужны для путешествий только в теплые месяцы и в сезон отпусков.

Поскольку цена сопоставима со стоимостью стандартного автомобиля, не каждый автовладелец считает экономически целесообразным покупать дом на колесах на пару месяцев в году, а затем ставить его в гараж до следующего отпуска.

Еще один фактор – неудовлетворительное состояние дорожной сети и практически полное отсутствие инфраструктуры для обслуживания автодомов. Единичные кемпинги стали появляться только недавно и в наиболее популярных у туристов районах.

Россияне чаще всего используют дома на колесах для путешествия на Черноморское побережье, Кавказские горы, озеро Байкал и в Карелию.

 дом на колесах незаменим для поездок в горыВ 2019 году эксперты в области автопродаж зафиксировали рост спроса на дома на колёсах в России в среднем на 25%.

Они связывают это с улучшением состояния дорог и появлением кемпингов, построенных к Чемпионату мира по футболу-2018. Россияне отдают предпочтение жилым прицепам, так как они значительно дешевле автодомов.

На фоне роста спроса цены на дома на колесах в России выросли на 8%.

Преимущества и недостатки домов на колесах в России

Перед покупкой дома на колесах стоит оценить все преимущества и недостатки этого транспортного средства.

Преимущества:

  • Свобода передвижения;
  • Домашний комфорт в путешествиях, наличие отопления и горячей воды;
  • Экономия в путешествии на оплате проживания в гостиницах и еде (можно самостоятельно готовить вместо того, чтобы питаться в придорожных кафе);
  • Идеально подходят для автопутешествия за границу (в Европу), поскольку там имеется развитая сеть кемпингов.

 дом на колесах дает возможность путешествовать в красивые уголки природыНедостатки:

  • Высокая цена;
  • Сезонность (необходимость в домах на колесах ограничена несколькими месяцами);
  • Недостаточно развитая сеть кемпингов в России;
  • Дополнительные затраты на обслуживание (смену газовых баллонов, кассет для туалета и т.д.).

Дом на колесах – цена и виды

Дом на колесах – мечта любого путешественника. Свобода передвижения, романтика новых мест с почти домашним комфортом привлекает тех, кто привыкли сами планировать свои путешествия и не ограничиваться временными рамками турпутевок.

Рассмотрим, какие разновидности домов на колесах сейчас представлены на рынке.

Жилой прицеп – передвигается с помощью машины-тягача. Этот вариант подходит для тех, кто передвигается на небольшие расстояния и предпочитает останавливается на отдых на относительно длительный период, так как установка занимает время.

Типы жилых прицепов:

  • Прицеп-палатка. Самый недорогой вид жилых прицепов. Компактная, перевозится в сложенном виде любой легковой машиной. Имеет механизм, который раскрывает палатку. Вмещает 2-4 человека, иногда имеет обеденную зону между спальными отсеками. Недостатки – низкая степень комфорта, отсутствие отопления. Цена – от 30 тыс. до 100 тыс. рублей.

дом на колесах – палатка

  • Трейлер (караван, дача на колесах). Перемещается с помощью машины-тягача (пикапа, минивэна, внедорожника). Размер от 3 до 12 метров в длину, в зависимости от модели вмещает от 2 до 7 человек. Недостаток – невозможность находится внутри во время движения, запрет на парковку в черте города (стоянка разрешена только в кемпингах), плохая маневренность. Цена подержанного трейлера – от 200 тыс. рублей, нового – от 600 тыс. рублей.

 трейлер, который можно спустить на воду

  • Жилой модуль для пикапа. Не имеет собственной колесной базы, крепится к пикапу. Снимается при необходимости. Отдельные модели вмещают до 6 человек. Недостаток – некоторые модели подходят только к определенной модели пикапа. Средняя стоимость нового модуля – 600 тыс.-1 млн рублей.

дом на колесах для пикапа

  • Автодом (кемпер) – передвигается самостоятельно, мини-квартира внутри автомобиля. Более маневренный, предпочтителен для путешествий на дальние расстояния с короткими стоянками. Может иметь разные габариты, но чаще всего напоминает микроавтобус. Парковка разрешена в любом месте, в том числе в черте города. Во время движения пассажиры находятся внутри автодома (максимально 6 человек по количеству сидений с ремнями безопасности). В зависимости от модели могут имеют от 2 до 8 спальных мест, при необходимости отапливаются во время движения. 

Типы автодомов:

  • Жилой минивэн, или кастенваген (перевод с нем. яз. – «фургон»). Самый компактный и маневренный среди автодомов. Снаружи он ничем не отличается от обычного минивэна, а внутри представляет собой дом на колесах. Некоторые модели не имеют санузла. Идеально подойдут в качестве семейного автомобиля для кратковременных выездов на природу. Недостатки – небольшая жилая площадь и слабая теплоизоляция по сравнению с другими моделями. Цена без пробега – от 3,5 млн руб. 

дом на колесах – минивэн с раздвижной крышей

  • Полуинтегрированный автодом. Жилой модуль расположен за кабиной водителя и устанавливается на серийное шасси европейских или американских автомобилей. Рассчитан на 2-4 человек. Оптимальное соотношение цены и степени комфорта. Недостаток – достаточно высокая стоимость. Цена без пробега – от 4 млн рублей.

полуинтегрированный автодом внутри и снаружи

  • Интегрированный автодом. Относится к автодомам премиум-класса. Имеет уникальный дизайн. Кабина интегрирована в жилое пространство, за счет чего автодом становится более просторным. Отдельные модели вмещают до 7 человек. Недостатки – высокая стоимость, для некоторых моделей нужны права категории С. Цена без пробега – от 5 млн рублей. 

дом на колесах люкс-класса с гаражом и раздвижными стенами

  • Альковный автодом. Наиболее вместительный за счет дополнительных спальных мест, размещенных над кабиной (обычно двуспальная кровать). Вмещает до 8 человек. Оптимальный вариант для больших компаний. Недостатки – менее маневренный, имеет громоздкий внешний вид. Цена без пробега – от 4 млн рублей. в альковном доме на колесах над кабиной размещена двуспальная кроватьЦена на подержанные автодома значительно варьируется и начинается в среднем от 1,5 млн рублей. Специализированные компании сдают дома на колёсах в аренду. Стоимость услуги в среднем 10 000 -15 000 рублей в сутки за автодом и 3 000 – 7 000 за трейлер-прицеп.

Стекло для автодома

Для остекления жилой зоны автодомов чаще всего используются двойные акриловые стекла. Они обладают хорошей шумоизоляцией и теплосберегающими свойствами.

Чаще всего используется откидной или сдвижной механизм открывания. Для затемнения предусмотрены рулонные шторы, некоторые модели оснащены москитными сетками.

самый дорогой в мире дом на колесах с необычным остеклениемВ эксклюзивных моделях премиум-класса может использоваться панорамное остекление. Так, самый дорогой в мире автодом был продан в Дубае за 3 млн долларов.

Округлое лобовое стекло необычной формы открывает панорамный вид для водителя, а для пассажиров предусмотрено панорамное остекление крыши. Роскошный автодом имеет два этажа: на крыше предусмотрена выдвижная терраса с шезлонгами, на первом этаже есть просторная гостиная с камином.

Также в комплектацию автодома входят несколько баров и два санузла. Австрийская компания-производитель назвала уникальную модель «наземной яхтой».

Дома на колесах – история и мировой опыт

Прототип домов на колесах – это конные повозки и фургоны кочевников, которые с их помощью перевозили весь свой скарб. Первый дом на колесах, произведенный промышленной компанией под заказ, был сконструирован для английского писателя Уильяма Гордона Стабелса в 1880 году. Он совершил путешествие по Великобритании на необычном по тем временам транспортном средстве, о чем написал книгу.

писатель Уильям Гордон Стабелс возле первого промышленно произведенного дома на колесахАвтодома на базе шасси появились практические одновременно с массовым запуском автопроизводства в начале 20 века. В Европе и особенно в США за век существования дома на колесах приобрели большую популярность и стали частью массовой культуры.

Здесь создана развитая сеть кемпингов со стоянками для трейлеров и необходимой инфраструктурой для обслуживания автодомов. В 60е годы их популяризации способствовали хиппи, которые постоянно колесили по стране.

Практически легендарный статус приобрел минивэн Volkswagen Transporter T1/T2, который стал одним из символов поколения хиппи и приставлял собой миниатюрный дом на колесах.

самый известный дом на колесах – «хиппи-мобиль» Volkswagen T1/T2Сейчас мода вернулась, и в Европе и Америке набирает популярность движение #vanlife (вэнлайф).

Путешествие по отдаленным уголкам на том самом «хиппи-мобиле» или любом другом минивэне со стильным внутренним интерьером стало новым молодежным трендом. Обязательный атрибут – красивые фото или подробный отчет о поездке в соцсетях с хэштегом #vanlife.

Некоторые блогеры ищут спонсоров для своих путешествий и таким образом зарабатывают деньги.

в 21 веке путешествия на «хиппи-мобиле» снова в модеВ США существует социальный слой людей, которые постоянно живут в трейлерах. Это творческие личности, а также малообеспеченные граждане и маргиналы, которым не хватает средств на стандартное жилье.

Еще один феномен – хаус-траки (самодельные дома-грузовики). Но их хозяева и создатели – не маргиналы, а дауншифтеры, некогда успешные люди, отказавшиеся от комфорта ради дорожной романтики. Любой хаус-трак – это индивидуальный проект, который требует значительных вложений.

самодельный дом на колесах – хаус-тракРазновидность дома на колесах стоит подбирать с учетом потребностей (длительные или короткие переезды и стоянки, количество человек), а также исходя из финансовых возможностей. При разумном подходе к выбору автодом или трейлер станут незаменимыми помощниками для любителей путешествовать.

Передвижники

Дом на колесах в России – новый тренд

Перед открытием туристического сезона в России активизировался пока не очень значимый, но быстро растущий рынок автодомов — машин, в которых можно не только передвигаться, но и вполне комфортно жить.

О росте продаж объявили присутствующие уже несколько лет в России продавцы таких марок автодомов, как Hymer, Burstner, Hobby и др. Также в начале апреля на выставке «Мир автомобиля» в Санкт-Петербурге была представлена новая марка автодомов — Т.Е.С. (одна из ведущих в Германии).

Чуть ранее в Москве появился официальный дилер другой известной марки автодомов — Rimor (Италия).

Впрочем, несмотря на очередной всплеск интереса к автодомам в России, до сих пор уровень продаж таких автомобилей в нашей стране остается весьма низким. Участники рынка утверждают, что даже при росте продаж в текущем году на ощутимые 30–40% реализация новых и подержанных автодомов в России едва дотянет до пары тысяч единиц.

По сравнению с Европой это мизер: в европейских странах в 2007 году в общей сложности было поставлено на учет порядка 230 тыс. автодомов (новых и подержанных), и последние десять с лишним лет продажи этой техники в Европе устойчиво растут (см. график 1).

В России же будущее продаж автодомов связывают с развитием туристической инфраструктуры в стране в целом.

Жизнь на колесах

Первые автодома появились в мире еще в 1930-х годах, сначала в Германии, а затем в США.

Ну а широко применяться автомобили, созданные для комфортного проживания в пути, начали в 1960–1970-х годах.

В частности, этому способствовало движение хиппи — «детей цветов», которые искали свободы от общества и цивилизации, и домики на колесах тогда очень удачно вписались в философию кочевой жизни.

Сегодня автодома в Европе — это внушительная индустрия. По самым скромным подсчетам, европейский парк подобной техники насчитывает около 5 млн автомобилей. А общее число спальных мест в таких машинах превышает число гостиничных коек во всей Европе.

Первое место по использованию автодомов занимает Германия, следом идут Великобритания, Франция, достаточно большую активность проявляют Голландия, Скандинавия и Италия. В одной только Германии оборот индустрии автодомов составляет 9,5 млрд евро. И, по некоторым подсчетам, ежегодно по дорогам страны в своих домах колесит около миллиона автотуристов.

Здесь существует очень развитая инфраструктура — более 3 тыс. специализированных стоянок. Подобные кемпинги — это, по сути, небольшие городки для автотуристов, с небольшими кафе и ресторанчиками, прачечными, душевыми и туалетами, иногда с бассейнами и спортивными площадками.

Но главное, в Германии создана развитая инфраструктура для обслуживания автодомов во время путешествий — розетки для зарядки аккумуляторов, места для слива отработанной воды и канализации и так далее. Стоят такие стоянки совсем недорого — от 7 евро за один автомобиль в сутки.

Движимая недвижимость

1

Все дома на колесах подразделяются на два основных типа: караваны и мотокараваны. Более массовые — так называемые караваны, или прицепы. Сами по себе такие домишки ехать не могут: их нужно буксировать на дополнительной машине, желательно помощнее — на большом джипе или минивэне. В Европе на долю караванов приходится до 70% продаж всех автодомов.

Главное преимущество такого передвижного дома — относительно невысокая цена. Кроме того, прицеп можно оставить где-нибудь в живописном месте и освободить автомобиль для коротких поездок «налегке» по тесным улочкам, например, ближайшего исторического города. Явный минус караванов — это громоздкость конструкции.

На большой скорости (свыше 100 км/ч) передвигаться по трассе с таким домом-прицепом не очень комфортно — возникает легкая болтанка, не говоря уж о том, что отдельного мастерства требует управление подобным автоприцепом на узких извилистых «серпантинах» или на тесных городских улицах.

Не стоит забывать и о юридическом моменте: в России, например, для управления караваном-прицепом необходимо открытие отдельной категории водительских прав (для прицепа).

Всех этих недостатков лишены так называемые мотодома, или мотокараваны, полноценные дома на колесах — передвижные жилища, которые безо всякого буксира могут передвигаться по дорогам. Такой автодом — это, по сути, небольшой грузовичок, чей кузов переделан под полноценное жилище.

Специалисты подразделяют мотодома на несколько основных видов в зависимости от типа кузова (см. график 2). Первый — и самый доступный тип — это альковные автодома. У них спальные места расположены под крышей, нависающей над кабиной автомобиля.

Другой бюджетный вариант — это так называемые жилые минивэны, автомобили, интерьер которых часто самим производителем приспособлен для жилья.

Ну а самый совершенный и дорогой тип автодомов — так называемый интегрированный тип машин, когда автомобиль переделан таким образом, что кабина становится органично встроенной частью «домашнего» интерьера.

Автодома на колесах, безусловно, удобнее использовать в путешествиях. Они более устойчивы и маневренны на дорогах, чем прицепы. К тому же в мотодомах можно полноценно жить. Ведь по правилам всех стран в прицепах во время езды людям находиться категорически запрещено, и владельцам прицепов во время длительных перегонов приходится ютиться в автомобиле, исполняющем роль тягача.

Производством автодомов занимаются, как правило, специализированные компании.

Исключение составляют разве что жилые минивэны, которые часто выпускают традиционные автопроизводители (например, большой известностью пользуются модели компании Mercedes-Benz — такие, как James Cook и Marco Polo — минивэны, где есть удобные кровати, туалет и даже небольшая кухня).

В Европе крупных фирм, специализирующихся на выпуске домов на колесах, — более десятка. К тройке лидеров принадлежат немецкая Hymer, французская Trigano, итальянская SEA. Принципы создания автодомов у этих производителей схожи.

В качестве базы для мотодома берется обычно легкий коммерческих грузовичок: Ford Transit, Fiat Ducato, Mercedes-Benz Sprinter и др. (примечательно, что в последнее время в Европе в качестве шасси для мотодомов наиболее активно используется платформа Fiat — см. график 3).

Кузов этих автомобилей переделывается в настоящий дом на колесах. Обычно внутри этого дома размещается от четырех до восьми спальных мест, в обязательном порядке — кухня с плитой, туалет, душ, система обогрева. При этом заправленные газовые баллоны, аккумуляторы, запасы воды, биотуалет позволяют владельцу почти автономно жить без обращения к инфраструктуре внешнего мира в среднем до двух недель.

В последнее время активизировались и российские производители. В частности, один из самых известных автодомов выпускает компания «Купава».

Модель создана на базе «Газели» и в несколько раз доступнее европейских аналогов.

Правда, надежность шасси, а также качество и комфорт в отечественных мотодомах существенно ниже, чем у европейских моделей, напоминающих настоящие элитные коттеджи на колесах.

Автодома в России

2

Если говорить о российском рынке продаж автодомов, то еще пять лет назад он находился на примитивном уровне. По сути, были лишь отдельные энтузиасты, которые для себя, а затем и для друзей привозили из Европы подержанные дома на колесах.

Сейчас ситуация меняется. Продажами автодомов начинают заниматься относительно крупные компании, некоторые из которых получили статус официальных дилеров. Наибольшую активность проявляет компания ITМ, которая четыре года назад получила статус официального дилера марки Hymer.

Сегодня Hymer имеет уже 14 официальных представительств в разных регионах России.

Представители компании утверждают, что в текущем году они намерены продать порядка 200 новых автодомов (приблизительно столько же было реализовано этой компанией в общей сложности за три последних года).

Другой активный игрок на рынке — компания «Авто Трэвел», являющаяся официальным дилером марок Burstner и Rimor. Представители этой компании сообщили «Эксперту», что в текущем году ими будет реализовано порядка сотни новых автодомов.

Впрочем, российские компании, которые занимаются развитием продаж автодомов в России, жалуются, что западные производители не всегда охотно идут на то, чтобы выдавать статус официального дилера российским партнерам.

«Как ни странно, но причина того, что западные производители домов пока еще не очень охотно идут на развитие своих продаж в России,. — это серьезный рост рынка автодомов в самой в Европе, — говорит Оксана Милянчикова, директор российского представительства Hymer.

— Ведущие производители автодомов сами не всегда справляются с растущим внутренним спросом и не всегда готовы выделять дополнительные квоты в Россию».

«Мы очень стремимся получить статус официального дилера ряда известных европейских марок автодомов, — продолжает тему Ирина Карасева, директор компании “Авто Трэвел”. — Например, мы уже давно ведем переговоры с компанией Hobby.

Часто приезжаем к ним в Дюссельдорф, посещаем производство.

И всякий раз наши немецкие партнеры говорят, что они с трудом удовлетворяют внутренний спрос на автодома в Германии и поэтому пока не могут брать обязательства перед нами как перед официальным дилером».

В целом на сегодняшний день на российском рынке представлен весь спектр автодомов. Цена с учетом расходов на таможенные пошлины — от 10 тыс. до 50 тыс. евро за новые дома-прицепы и от 40 тыс. до 150 тыс. евро за цельные мотодома.

Одновременно продавцы говорят о некоторой специфике российского потребителя. «В России пользуются спросом автодома с большим числом спальных мест, — говорит Оксана Милянчикова.

— Например, мы хорошо продаем модели с семью-восемью спальным местами, в то время как в Европе наиболее распространены четырех- и даже двухместные модели. Там принято путешествовать в более тесном кругу семьи или просто супружеской парой.

У нас же люди стремятся взять с собой в поездку побольше родственников, друзей и домашних животных в придачу».

Еще один специфический момент для России — высокий спрос на автодома со стороны корпоративных клиентов. «В отличие от Европы, где подавляющее большинство потребителей автодомов — это частные клиенты, в России около половины, например, продаж автодомов Hymer приходится на корпоративных покупателей, — продолжает Оксана Милянчикова.

— Связано это с неразвитостью гостиничной инфраструктуры во многих российских регионах, из-за чего многие компании предпочитают отправлять сотрудников в командировки в собственных автодомах.

Например, у нас не так давно дома на колесах приобрел один крупный дистрибутор продуктов питания, чьи сотрудники часто ездят по стране и не всегда имеют возможность устроиться в хорошую гостиницу».

Дороги и кемпинги

3

И все же, несмотря на растущий интерес к автодомам в России, нашему рынку пока еще далеко до европейского в силу целого ряда причин.

По мнению продавцов, один из главных тормозов, сдерживающих развитие российского рынка автодомов, — это традиционная российская беда под названием дороги.

В Европе, как известно, с дорожной инфраструктурой все в порядке: проехать по хорошей дороге можно куда угодно. В России же хорошие дороги заканчиваются за пределами крупных городов.

«Из-за плохих дорог для нашей страны лучше всего подходили бы автодома, созданные на базе внедорожников.

Но в Европе автодома, как правило, не делаются на базе внедорожников и не имеют полного привода, — говорит Ирина Карасева — Мы обращались в ряд крупных европейских компаний с просьбой разработать специально для России мотодома на базе полного привода, но пока не встретили понимания в этом вопросе».

Другое серьезное препятствие, стоящее на пути развития автодомов, — это отсутствие в России качественных автостоянок для владельцев домов на колесах, где автотуристы могли бы пополнять запасы воды, подзаряжать аккумуляторы, утилизировать отходы (что необходимо регулярно делать во время путешествий). Проблема заключается в том, что малому бизнесу сейчас невыгодно строить такие автостоянки, землю под них выгоднее использовать для других видов бизнеса.

Участники рынка убеждены, что проблему развития подобной инфраструктуры можно эффективно решать в рамках развития всего туристического комплекса страны, а также при участии муниципальных властей. «Автотуризм у нас в России поддерживался еще во времена СССР, — рассказывает Оксана Милянчикова.

— Для иностранцев, приезжающих на автомобилях, была даже отдельная туристическая виза. Также централизовано организовывались автокемпинги. Например, большие кемпинги для автотуристов из-за рубежа существовали в районе Дагомыса на Черном море и под Санкт-Петербургом в районе Ольгино.

Сегодня же ситуация с автокемпингами и со стоянками для автодомов пущена на самотек».

Впрочем, сказать, что развитие инфраструктуры для автодомов полностью застопорилось, было бы несправедливо.

В прошлом году в программы развития ряда туристско-рекреационных зон в Иркутской области, Алтайском крае, Калининграде, Краснодарском крае включены планы по созданию качественных стоянок для автотуристов. Так, в одном только Краснодарском крае их предполагается создать около сотни.

Есть порой и экзотические планы: один депутат Мосгордумы предлагает создать стоянки для автодомов в столице на территориях замороженных строек, чтобы пустующий там площади способствовали развитию в столице автотуризма.

Так или иначе, продавцы автодомов смотрят в будущее с оптимизмом. Они считают, что, как и в Европе, в России все больше людей захочет путешествовать в уютных домиках на колесах. Способствует росту популярности автодомов и развитие такого распространенного во всем мире вида услуг, как аренда.

Сегодня в целом условия аренды в России схожи с европейскими — арендная плата составляет около 100 евро в сутки, колебания возможны в зависимости от сезона. Плюс еще залог — около тысячи евро.

«Все больше людей предпочитают брать автодом в аренду для путешествий, — говорит Игорь Комаров, руководитель компании “Автодача”. — Просто люди перепробовали почти все виды отдыха, и многим кажется интересным и удобным путешествовать в своем доме на колесах».

С ростом благосостояния автодома в России становятся привлекательной альтернативой примитивным пикникам на природе или традиционным путешествиям с палаткой.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.