Исаакиевский Собор в Петербурге: витраж Воскресший Христос

Исаакиевский собор. Интересные факты о самом известном храме Санкт-Петербурга

Исаакиевский Собор в Петербурге: витраж Воскресший Христос

Об Исаакиевском соборе, самом большом петербургском храме, написана масса статей. Я и сам уже публиковал материалы о его колоннаде, о мифах, которые связаны с этим грандиозным памятником, и даже об экспозиции в Академии художеств, где мы можем увидеть большие архитектурные модели действующего и предыдущего соборов.

Исаакиевский соборКупол собора виден из многих точек города

Побывав внутри храма, я не мог не поделиться с вами фотографиями этого прекрасного здания.

В своей статье мне не хотелось бы в сотый раз рассказывать об истории собора или описывать его интерьеры, вы их увидите и сами.

Сегодня я постараюсь просто перечислить несколько фактов об Исаакиевском соборе, которые показались мне интересными. Уверен, они заинтересуют и вас.

Исаакиевский собор. Как добраться на метро

Адрес музейного комплекса — Исаакиевская площадь, 4. Он находится в десяти минутах ходьбы от станции метро «Адмиралтейская». После выхода из метро нужно свернуть налево, выйти на Малую Морскую улицу и повернуть налево ещё раз. Собор расположен в 500 метрах по прямой. Пропустить его вы точно не сможете.

Фигуры на дверяхИсаакий ДалматскийВнутреннее убранство

Стоимость взрослого билета (в дневное время, без льгот) — 350 рублей, подъём на колоннаду стоит 200 рублей (осень 2019 года).

Несколько фактов об Исаакиевском соборе

  • Нынешний собор — уже четвёртый по счёту, до него такое название уже носило три религиозных сооружения. Первая Исаакиевская церковь, возведённая для Адмиралтейства, была расположена тут же, на Адмиралтейском лугу. Сегодня здесь находится фонтан Александровского сада.
  • Вторая церковь была построена на месте нынешней Сенатской площади. В 1768 году началось возведение третьего Исаакиевского собора. Мы же с вами знаем уже четвёртый по счёту храм. Его торжественная закладка состоялась в 1819 году.

Интерьеры храма поражают великолепиемГлавный куполМозаика в парусе главного купола

  • Архитектор третьего собора — Антонио Ринальди, автор проектов Мраморного дворца на Миллионной улице и Дворца Петра III в Ораниенбауме. Работами по возведению современного здания храма руководил Огюст Монферран, которого мы знаем также по проекту Александровской колонны перед зданием Зимнего дворца.
  • Собор получил своё название в честь преподобного Исаакия Далматского. Именно в день церковной памяти этого святого, 30 мая, родился будущий император Пётр Алексеевич.

ПлафонГлавный неф.

В нижней части виден витраж главного алтаряЭкспозиция, посвящённая строительству собора

  • Исаакиевский собор в цифрах. Высота здания — 101,5 метра, длина — 111,3 метра, ширина — 97,6 метра. Наружный диаметр купола — 25,8 метра. Постройку окружают 112 колонн. Колонны портиков, находящиеся на нижнем уровне, имеют высоту 17 метров и весят по 114 тонн. На поднятие и установку каждой из них уходило около 45 минут.
  • Здание вмещает в себя около 14 000 посетителей.
  • Исаакиевский собор является четвёртым по величине купольным храмом в мире. Перед ним идут Собор Святого Петра в Риме, Собор Святого Павла в Лондоне и Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции.

Мозаика «Тайная вечеря»Позолоченные элементыПлафон главного купола. К. П.

Брюлов. «Богоматерь во славе»

  • Интересно, что уже в XXI веке в библиотеке Конгресса США были обнаружены документы, говорящие о том, что при возведении Капитолия в Вашингтоне его архитектор, Томас Уолтер, пользовался чертежами Моферрана. Неудивительно, ведь купола обоих зданий очень похожи.
  • В соборе установлено 350 статуй и рельефов. Многие из них были сделаны методом гальванопластики, который позволяет значительно облегчить фигуры, так как внутри они являются полыми.

Фигуры над вратамиЦарские вратаГолубь — символ Святого Духа.

  • На внутренне убранство храма было израсходовано 400 килограммов золота и 1 000 тонн бронзы.
  • Для сохранности росписи на стенах здания часть картин была заменена на мозаику. Для этого в мастерской Академии художеств было налажено производство смальты — смеси стекла с оксидами металлов. Всего в таких мозаичных панно было использовано около 12 000 оттенков цветов.
  • В советское время здесь находился Государственный антирелигиозный музей, в стенах которого был установлен самый большой в мире маятник Фуко — устройство, наглядно демонстрирующее вращение Земли. В годы блокады в помещениях собора было укрыто множество музейных экспонатов, вывезенных из музеев Петербурга и его пригородов. Увидеть последствия военных действий можно и сегодня — на одной из колонн западного портика виден след от артиллерийского снаряда.

След от снарядаДетали интерьераСкульптуры ангелов

  • Сегодня собор действует как музей, посетители могут попасть в основные его залы или подняться на колоннаду. Маятник в наши дни сменила бронзовая посеребрённая фигурка голубя — символ Святого Духа.

Если кратко, в целом:

  • уникальный памятник архитектуры;
  • посетить музей можно как самостоятельно, так и в составе экскурсии, она входит в стоимость билетов;
  • в тёплое время года туристов в соборе просто огромное количество, при возможности сюда лучше приезжать в низкий (зимний) сезон.

Витраж и мозаика Исаакиевского собора

Исаакиевский Собор в Петербурге: витраж Воскресший Христос

Исаакиевский собор — уникальнейшее сооружение. В нем есть то, чего не встретишь в других храмах. При входе в Исаакиевский собор внимание привлекает мраморный иконостас, отделанный уральским малахитом и бадахшанским лазуритом. Но когда открываются царские врата, то взоры всех присутствующих устремляются к огромному витражу в окне алтаря. Это запрестольная икона Воскресшего Господа.

Витраж за Царскими Вратами

Изначально проект внутренней отделки разработал архитектор из Баварии — Лео фон Клинце, но его вариант был отклонен. Главный зодчий Огюст Монферран предложил свой вариант внутреннего убранства Исаакиевского собора. Его одобрили и император, и Синод, притом, что в нем остался витраж Клинце в алтарном окне.

Подобная деталь убранства больше подходила для католических храмов. Хотя появление витража в православном храме не противоречило ни взглядам Монферрана, ни духу эпохе русского романтизма. Так, Исаакий стал первым православным сооружением, где для украшения главного алтаря использовался витраж.

Спаситель с золотым нимбом вокруг головы предстает спускающимся на облаке с желто-голубых небес. На нем пурпурный плащ, обрамленный золотым шитьем со вставками из драгоценных самоцветов.

Фигура занимает практически всю площадь окна, поэтому возникает ощущение, что Спаситель в следующий миг войдет в церковь. Благодаря игре света кажется, что облако, на котором стоит Христос, плывет по небу.

В руках его крест, на котором развивается алая хоругвь.

Этот витраж поражает своими размерами – 28,5 квадратных метров. Созданный в стиле итальянского Возрождения, он стал одним из крупнейших в Европе, и самым большим в России. Изготовление курировал фон Клинце, изначально предложивший эту деталь отделки. Автором художественного образа стал художник Генрих Мария фон Гессе. Образ строго соответствует академическим традициям. 

Столь яркая работа – заслуга мастеров Мюнхенской фабрики. Над этим проектом трудился один из лучших мастеров витража Айнмиллер. Он создавал свой шедевр, используя многослойное стекло для придания картине сотни оттенков.

К примеру, мантия Иисуса – двухслойное красно-желтое стекло. На золотом нимбе были фрагментарно удалены отдельные слои краски в трехслойном стекле, отчего он приобрел зеленоватый оттенок. Облака, на которых плывет Иисус, выполнены из дымчатого стекла, а хоругви – из белого и рубинового. Лицо и открытые участки тела выполнены из “пергаментного” стекла.

Витраж был закончен в 1843 году и по морю доставлен к императорскому двору. Сначала его собрали для демонстрации императору. После высочайшего одобрения картину разобрали и лишь по окончании строительства установили в алтарном окне.

Рама состоит из 2-х слоев: внешний – зеркальное стекло, а внутренний – непосредственно сам витраж из стеклянных элементов, склеенных свинцовой пайкой. Металлические крепления удерживают витраж в оконном переплете.

Мозаичные картины

Главный враг внутреннего убранства Исаакиевского собора – сырость. Внутри помещения невозможно было создать постоянный микроклимат. А перепады температур и влажность негативно сказывались на росписи.

Художникам приходилось придумывать новые способны нанесения изображений, экспериментировать с красителями. Одни и те же участки им приходилось переделывать многократно из-за неустойчивости красок.

Лишь за четыре года до окончания строительства был разработан состав, который выдерживал такие климатические условия.

Но вопрос о сохранности живописных полотен оставался открытым. Монферран искал варианты замены картин и остановился на мозаике.

От Академии художеств для обучения мозаичному мастерству в Италию были отправлены художники Раев, Солнцев, Федоров и Шаповалов. Их учителями стали итальянцы Рубиконди и Кокки из мастерской Барбери.

В те времена работы итальянских мозаичных мастеров славились своим реализмом, точностью передачи красок и яркостью смальты.

Русские художники наладили изготовление смальты в Академии и довели его до совершенства. Для работы с картинами в Исаакии использовалось свыше 12 тысяч разнообразных оттенков смальты.

Работы по переводу живописных полотен в мозаичные были начаты в 1851 году и велись до 1917-го. Сейчас в храме 62 мозаичные картины, площадь их превышает 600 квадратных метров. 

Соблюдалась следующая последовательность: бетонную плиту окантовывали в раму и покрывали тонким слоем гипса. Переносили точное изображение с оригинала.

Откалывали по кусочкам гипс, а на место скола устанавливали подходящую по цвету и по размеру деталь из смальты. Закрепляли мастикой. Детали подгонялись вплотную.

После этого заготовку переворачивали, счищали мастику, заливали цементом. Лицевую сторону шлифовали, а швы затирали цветным воском. 

Этот труд был очень кропотливым. На изготовление одного квадратного метра полотна уходило около года. Сначала были заменены на мозаику образы из иконостаса.

Икона “Тайная вечеря” напоминает сюжет с одноименной картины Леонардо да Винчи. Живописный вариант был выполнен художником Живаго. На фреске Иисус в окружении учеников восседает за столом в роскошном зале.

Автору удалось передать всю гамму чувств, которые испытывали ученики к Учителю. Одни смотрят с доверчивой любовью, другие с благоговейным трепетом.

Каждый посетитель стразу узнает на картине предателя Иуду, настолько ярок его образ.

В этом полотне применялась техника оптического смещения цветов. Для достижения необходимого оттенка художники подбирали цветные кусочки таким образом, чтобы на расстоянии они сливались в нужный тон. Если рассмотреть вблизи белоснежный плащ Иуды, то можно заметить, что он собран из разноцветных кусочков смальты.

В мозаичных картинах художникам удалась передать и холодный блеск металла, и нежность струящихся атласных тканей, и живое тепло людских ладоней.

Не все работы выполнялись в одной технике. Так мозаичное изображение апостола Петра, изготавливавшееся для купола, создано немного по-другому. Поверхность этой картины не полировали, отчего свет, играя на краях смальты, создает живую поверхность.

В 1862 году в Лондоне состоялась Всемирная выставка. Там были представлены мозаичные полотна из Исаакиевского собора. Они заслужили высокую оценку от специалистов, которые отметили, что русские довели изготовление смальты до совершенства, не виданного ранее нигде в Европе.

Идея для прогулки. Витражи Санкт-Петербурга

Исаакиевский Собор в Петербурге: витраж Воскресший Христос

Сегодня мы совершим виртуальную прогулку по витражному Санкт-Петербургу — посмотрим уникальные сохранившиеся старинные образцы и познакомимся с современными произведениями декоративного искусства.

Если задумаете нашу прогулку воплотить оффлайн, то прикладываем карту расположения объектов.

Исаакиевский собор

Самый известный и большой витраж в России и Европе — величественное изображение Воскресшего Спасителя в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга. Оно было выполнено в красных, голубых и желто-белых тонах, с использованием специальных красок и многослойного стекла и установлено в окне главного алтаря храма в 1843 году.

Автор эскиза — немецкий художник Генрих Мария фон Хесс. Изготовлением же витража площадью 28,5 квадратных метров руководил один из самых значительных технологов и мастеров стекольной живописи в истории немецкого витражного искусства нового времени Макс Эммануэль Айнмиллер.

С этого стеклянного изображения «Воскресшего Христа» началось «законное» появление витражей в русских православных храмах (до этого они были распространены лишь в католических церквях).

Адрес: Исаакиевская пл., д. 4.

Дом страхового общества «Россия»

Страховому обществу «Россия» в начале 20 века принадлежало сразу несколько зданий на Большой Морской улице. Одно из них было построено в 1905-1907 годах по проекту архитектора Василия Ильяшева.

Помимо собственно страхового общества здесь внизу размещались магазины, а на верхних этажах — жилые квартиры. В одной из них, к слову, проживал Николай Рерих (впоследствии здание было украшено треугольными вставками и майоликовым фризом по его рисункам).

Солидность и парадный вид дому придавали различные архитектурные и декоративные элементы, в том числе и яркие витражные окна!

В подъезде до наших дней сохранились более пяти произведений из цветного стекла, изображающие деревья, горы, деревенские дома, змеев и тропических птиц. Сейчас в доме находится Музей Г.В. Старовойтовой.

Адрес: ул. Большая Морская, д. 35.

«Магазин Купцов Елисеевых»

До сих пор радует горожан и гостей Санкт-Петербурга яркими витражами на окнах и старейший русский гастроном — «Магазин Купцов Елисеевых». Здание торгового товарищества «Братья Елисеевы» в стиле модерн с элементами эклектики было построено в 1902 году по проекту архитектора Гавриила Барановского.

Заметную роль в декоре здания, подчеркивающую солидность его владельцев, играл огромный витраж неизвестного автора, занимавший несколько этажей на Невской стороне. Он создавал иллюзию большой богатой витрины.

К сожалению, значительная часть этого шедевра была утрачена. До наших дней после ремонта и реставрации 2011 -2012 годов дошел лишь фриз в окнах первого этажа здания.

Однако по его цветовой гамме и причудливым узорам можно представить себе красоту утраченного витража.

Адрес: Невский пр., д. 56.

Доходный дом Ю.Б. Бака

Этот дом построен в 1844 году. А затем в 1904-1905 годах по заказу Юлиана Бака он был переделан архитектором Борисом Гиршовичем в стиле модерн с элементами рококо.

«Дом Бака» известен, пожалуй, всем любителям неформальных достопримечательностей Санкт-Петербурга. И туристов, и горожан он интригует своим великолепным фасадом и двором с будто парящими в воздухе галереями — двумя переходами, которые соединяют лицевой и задний флигели.

И лишь настоящие ценители знают, что на окнах в парадных этого некогда блистательного дома сохранились (увы, частично) замечательные яркие витражи в стиле рококо, выполненные знаменитым в свое время торговым домом «М. Франк и К°». Двор дома закрыт, однако попасть в него можно, договорившись с жильцами, например, здесь, или в часы работы находящихся там контор.

Адрес: ул. Кирочная, д. 24.

Бизнес-центр «Бенуа»

Современное здание бизнес-центра, находящегося недалеко от бывшей дачи Кушелева-Безбородко, на которой любил отдыхать известный художник Александр Бенуа, еще издали удивляет.

Его панорамные окна украшают большие красивые «витражи». Сделаны они, правда, не в классической технике из цветного стекла, а при помощи цифровой печати.

Основой для сюжета послужили знаменитые эскизы костюмов к балету «Петрушка», которые Александр Бенуа создал для «Дягилевских сезонов».

Особенно эффектно здание смотрится в темное время суток — включается подсветка и, кажется, что на стенах дома разворачивается настоящий спектакль.

Адрес: пересечение Пискаревского пр. и Свердловской наб.

Особняк Ф. К. Сан-Галли

Этот небольшой и аккуратный особняк в стиле флорентийского палаццо построен архитектором Карлом Рахау в конце 19 века для владельца знаменитого чугунолитейного завода Франца Сан-Галли. К слову, многие детали декора и элементы внутреннего убранства здания — воплощение идей самого промышленника.

Помимо многочисленных украшений из чугуна, изюминку этому дому придавали уникальные витражи, созданные в Мюнхене по эскизам художника Владимира Сверчкова. Каждый из них был выполнен по сюжету одной из сказок братьев Гримм. До наших дней «дожили» лишь три из них: «Семь воронов», «Спящая красавица» и «Белоснежка».

В 2007 году они были отреставрированы художником-витражистом Евгением Ивановым и вновь засияли в обновленных интерьерах знаменитого особняка.

Адрес: Лиговский пр., д. 62.

Витебский вокзал

Самый старый и, пожалуй, красивый железнодорожный вокзал Санкт-Петербурга также украшен оригинальными витражами.

Его здание в стиле модерн было построено в 1900-1904 годах по проекту архитектора Станислава Бржозовского. После неоднократно проводились его перепланировки и реставрации. Последняя — в начале 2000-х годов.

Сегодня, как и более ста лет назад, большую часть фасада главного вестибюля вокзала занимает арочный витраж.

Яркие картины из цветного стекла, изображающие цветы, можно встретить и на окнах, украшающих внутренние стены.

Автор витражей Витебского вокзала не установлен, однако известно, что в художественной отделке интерьеров принимал участие гражданский инженер, архитектор Сима Минаш.

Адрес: Загородный пр., д. 52.

Доходный дом архитектора Н.Н. Никонова

Мимо дома известного петербургского зодчего конца XIX – начала XX века Николая Никонова, построенного в неорусском стиле в 1899-1900 годах, нельзя пройти мимо.

Он привлекает внимание роскошным фасадом, украшенным майоликой, оригинальной штукатурной отделкой и обнаженной кирпичной кладкой. Несмотря на то, что в декабре 2009 года в доме произошел сильный пожар, практически на каждом этаже парадной лестницы здесь до наших дней сохранились на окнах изумительные витражи неизвестного автора. При этом рисунок их ни разу не повторяется.

А вот чуть ли не единственный из существовавших в Санкт-Петербурге витражей при камине, который находился в одной из квартир этого дома, к сожалению, был утрачен.

Адрес: Колокольная ул., д. 11.

Ценители витражей собирают коллекцию фотографий и адресов, где в Санкт-Петербурге еще сохранились образцы этого декоративного искусства эпохи эклектики и модерна, а также более современные экземпляры.

Ознакомиться с ними можно здесь и здесь.

Напишите о ваших заветных адресах.

Категория: От 7 до 18 Семья Куда сходить с ребенком

1

0

2404

Исаакиевский собор, внутреннее убранство (2 часть), Санкт-Петербург

Исаакиевский Собор в Петербурге: витраж Воскресший Христос
trof_avИсаакиевский собор – самый известный и величественный храм Санкт-Петербурга, памятник архитектуры позднего классицизма, до Октябрьской революции главный храм Петербурга. Собор св. Исаакия Далматского – единственный памятник архитектуры, в отделке которого в таких огромных масштабах применялись различные виды природного цветного камня.

Все камнерезные работы выполнены с исключительным совершенством, они демонстрируют высочайшее мастерство русских умельцев, их технические и художественные достижения.
Начало здесь: Исаакиевский собор, внешнее убранство
Фото кликабельны, с привязкой к яндекс-карте, 02.2014г.
Стоимость посещения Исаакиевского собора – 250 руб (с собой нужен паспорт), детям – 50 р.

Посещение колоннады оплачивается отдельно.В Исаакиевском соборе проводятся экскурсии (включено в стоимость билета), примерно каждые 15-20 мин группу собирает гид и водит по собору. Экскурсия обзорная, поэтому откровений ждать от неё не следует, но там подробно рассказывают о материалах (камнях), примененных при строительстве собора и разное другое интересное.

Продолжительность экскурсии не помню, но ориентировочно пол часа или чуть более. В любом случае, лучше послушать экскурсовода, чем болтаться по собору.Двери в Исаакиевском собореСхема Исаакиевского собораВоскресение Христа. 1841—1843, витраж главного алтаря Исаакиевского собораВ интерьер православного храма был включён по предложению Л.

Кленце витраж — изначально элемент убранства католических церквей. Изображение Воскресшего Спасителя в окне главного алтаря было одобрено Священным Синодом и лично императором Николаем I. Созданием эскиза витража для Исаакиевского собора занимался немецкий художник Генрих Мария фон Хесс, изготовлением в стекле руководил М. Э.

Айнмиллер — глава «Заведения живописи на стекле» при Королевской фарфоровой мануфактуре в Мюнхене. Площадь витража составляет 28,5 квадратных метров, детали скреплены свинцовыми пайками. К 1843 году витраж был установлен в окне собора в Петербурге. Он является ключевым памятником в истории витражного искусства в России.

Святой Петр, мозаика, мозаичная мастерская Академии художеств, с оригинала П.В.Басина, начало 20 векаПол Исаакиевского собораГорельефы на внутренних дверяхБогоматерь в окружении святых, Брюллов, Плафон главного купола. Фигуры 12 апостолов в барабане купола написаны П. А.

Басиным по картонам БрюлловаПанорама внутреннего убранства с видом на главный иконостас с Царскими вратамиПанорама внутреннего убранства с видом на главный иконостас с Царскими вратами и главный куполГлавный иконостас (колонны облицованные зеленым мрамором) и Царские врата с колоннами из бадахшанского лазуритаГлавный иконостас (колонны облицованные зеленым мрамором) и царские врата с колоннами из бадахшанского лазуритаКолонны из зеленого малахитаКолонны из зеленого малахитаКолонны из зеленого малахитаКолонна из зеленого малахита. На фото видны малахитовые пластины.Облицовка колонн велась методом “русской мозаики”, применявшимся из-за хрупкости этого камня при изготовлении крупных изделий из малахита. Камень распиливали на тонкие, толщиной несколько миллиметров, пластинки. Затем согласно рисунку камня их вырезали и подгоняли так, чтобы составить красивый рисунок, и чтобы швы между отдельными пластинками были незаметны. Набор наклеивали на форму из металла или камня с помощью горячей мастики из воска и канифоли, неровности зашлифовывали и полировали.Колонна из бадахшанского лазурита у Царских вратОбрамляющие царские врата колонны облицованы темно-синим с золотистыми искрами бадахшанским лазуритом. Эти работы, а также мелкие декоративные детали из лазурита выполняли мастера Петергофской гранильной фабрики. Бадахшанский лазурит по качеству считается лучшим в мире. Афганский лазурит не только очень красив, его окраска необыкновенно прочна, он не теряет свой цвет даже при нагревании свыше 1000 градусов Цельсия. В старину этот камень живописцы использовали для изготовления ультрамарина – краски, которая не тускнела от времени. В таких масштабах, как в Исаакиевском соборе, лазурит не применялся более нигде. Высота лазуритовых колонн – около 5 м, диаметр – 0,5 м.Ворота в предел Святого Александра Невского с колоннами из зеленого малахитаОблицовка стен Исаакиевского собораВидение пророком Иезекиилем сухих костей, Федор БруниАрка над Царскими вратамиСтрашный суд, Ф.А. БруниОблицовка стенОблицовка стенМакеты Исаакиевского собора в разные годы постройкиМодель лесов, применявшихся для подъёма колонн Исаакиевского собораДвери на выход

Начало статьи здесь: Исаакиевский собор, внешнее убранство

Про породы декоративных камней, использованные при строительстве Исаакиевского соборо можно почитать здесь…

UPD: О реставрации Исаакиевского собора смотрите документальный фильм “И не дышать над вашим чудом, Монферран… Исаакиевский собор”

Ещё Питер:
Ночной зимний Питер
Вагон Санкт-Петербургской “Конки”

в этом журнале про Санкт-Петербург…

?

|

trof_avБратская могила в деревне Грибцово Рузского района Московской обл. По карточке захоронения здесь лежат 19 неизвестных бойцов, но на памятной плите у памятника указаны три имени. Памятник установлен в 1957 году (мраморная крошка, кирпич). Карточка захоронения прилагается.Фото кликабельны, с географическими координатами и привязкой к яндекс-карте, 03.2014г.Карточка захоронения:

Все памятники Великой Отечественной войне в Рузском районе

Памятники и захоронения Великой Отечественной на карте (со ссылками на фото и описание)

Православные храмы и соборы Санкт-Петербурга

Исаакиевский Собор в Петербурге: витраж Воскресший Христос

Безусловно, Казанский Кафедральный собор, храм Спаса на Крови и Исаакиевский собор являются главными храмами Санкт-Петербурга. Именно об этих храмах мы бы хотели немного рассказать. Они имеют огромную историческую ценность и по праву считаются образцами мирового зодчества. Поэтому ежегодно их посещают толпы туристов и верующих.

Казанский Кафедральный собор

Памятник генералу Барклаю-де-Толли у Казанского собора

Храм, впечатлениями о котором я бы хотел поделиться, это Казанский Кафедральный собор. В статье что посмотреть и куда сходить в Санкт-Петербурге, мы уже бегло рассказывали об этом соборе, ведь именно с него началось наше знакомство с городом на Неве. Храм имеет очень интересную форму, огромное количество колонн, мы насчитали 96 и возвышающийся купол.

Собор завораживает своей монументальностью снаружи и удивительной красотой внутри. Казанский собор построен и назван в честь иконы Казанской Божией Матери, которая считается одной из самых почитаемых в России и размещена внутри храма. У иконы Казанской Божией Матери постоянно очередь из людей, которые желают прикоснуться к святыне.

Огромные колонны Казанского собора

Деревянный механизм для поднятия колонн

Создателем собора является талантливый русский архитектор, бывший крепостной А.Н. Воронихин. Ходит легенда, что он создал проект собора по желанию самого императора Павла I, который сказал: “Я хочу видеть в Петербурге немного от Святого Петра и немного от Санта Мария Маджоре, которые располагаются в Риме”. Поэтому Казанский собор так часто сравнивают с Римским собором Святого Петра.

Казанский кафедральный собор является действующим храмом, в нем ежедневно проводятся богослужения, вход в него свободный. Внутри собора всегда многолюдно и мало света, отсутствие которого создает чувство умиротворенности, когда находишься в храме.

Внутри Казанского собора

Вид изнутри Казанского собора

Один из коридоров в Казанском соборе

Очень много людей желают прикоснуться к иконе в храме

Внутри храм разделен гранитными колоннами на три так называемых зала-коридора, потолок которых украшен имитирующими живопись розетками в виде стилизованных цветков и производит неизгладимое впечатление, а на полу мозаика из карельского мрамора, серого и розового оттенков.

Казанский собор имеет высоту в куполе около 70 метров, а сам купол удивительно легкой формы, благодаря 16 окнам по кругу, через которые в храм проникает свет.

Очередь к иконе Казанской Божией Матери

Купол Казанского собора

Храм Воскресения Христова (Спас на Крови)

Спас на Крови в Петербурге

Часовня у Спаса на Крови

Храм Воскресения Христова, который имеет второе более известное название — Спас на Крови, по праву является визитной карточкой Санкт-Петербурга. Именно этот храм попал в список 25 достопримечательностей, наиболее популярных туристических мест по версии интернет ресурса Tripadvisor.

Каждый год собор привлекает своей пышностью и количеством декора все больше и больше туристов. Мы не стали исключением и тоже приобщились к числу тех, кто побывал в этом удивительном месте.

Место гибели царя Александра II

Храм, помимо своей потрясающей красоты, известен также необыкновенной историей, породившей множество различных легенд и домыслов. Он построен на месте, где была пролита кровь царя Александра II, который погиб в результате взрыва бомбы.

Пять раз до этого случая пытались убить императора и шестая попытка, к несчастью, оказалось удачной.

Мозаика на стенах в храме

Столько мозаики в одном месте

Чтобы попасть внутрь храма, нужно купить билет и отстоять небольшую очередь. Туристов так много, что экскурсоводы не справляются и приходится подождать пока закончится экскурсия у другой группы туристов и экскурсовод займется нами.

Внутреннее убранство храма представляет собой настоящий музей мозаичного искусства. На первый взгляд, кажется, что иконы нарисованы, но это мозаика, на площади более 7000 квадратных метров. Мозаичная коллекция храма является одной из крупнейшей в Европе.

Мозаичная роспись в куполе храма

Один из куполов

Вид на алтарь

Экскурсовод нам долго рассказывал о том, что эскизы этих мозаик создавали знаменитые русские художники, такие как Васнецов, Харламов и другие. А мы, в свою очередь, все внимательно слушали, пытаясь что-нибудь из потока информации запомнить и ходили по музею запрокинув головы к сводам храма.

Интересно, что иконостас собора был выполнен итальянскими мастерами в Генуе. Специально для него был выбран мрамор различных оттенков, чтобы они плавно переходили друг в друга. У подножия иконостаса мрамор имеет красно-коричневый цвет, выше он светлеет, переходя к верху в почти белый. А верхняя часть очень похожа на резьбу по дереву.

Мраморный иконостас в храме Спаса на Крови

Над иконостасом в храме

Мраморный пол в храме огорожен от туристов

Спас на Крови в миниатюре

Исаакиевский собор

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге

Ищем Исаакиевский собор

Далее мы предлагаем посмотреть и познакомится с Исаакиевским собором. Этот величественный собор, запомнился нам больше всего из увиденного в Санкт-Петербурге. Сейчас он имеет статус музея, однако по особым дням проводятся богослужения.

К сожалению, когда мы добрались до Исаакиевского собора, смотровая площадка, которая располагается наверху храма, была уже закрыта. Но мы не расстроились, ведь будет, что посмотреть в следующий раз.

Общий вид собора внутри

Панорама Исаакиевского собора

Внутрь собора также, как в Спас на Крови, пускают по билетам и в его стоимость уже включена экскурсия. В Исаакиевском соборе людей было поменьше, чем в Спасе на Крови, возможно из-за того, что уже дело было к вечеру, но экскурсии проводились непрерывно.

Как мы узнали от нашего гида по храму, Исаакиевский Собор назван в честь малоизвестного Византийского святого Исаакия Далматского. Петр I родился в день этого святого, поэтому Исаакий всегда считался покровителем Петербурга.

Бюст архитектора Исаакиевского собора Огюста Монферрана

Внимательно слушаем экскурсовода

Макеты Исаакиевских соборов в разные годы

Кафедра в Исаакиевском соборе

Исаакиевский Собор в интерьере своем имеет витраж. В русской церковной архитектуре этот элемент нигде не встречается.

Площадь витража составляет около 30 квадратных метров, он расположен за царскими воротами, в алтаре, и во время богослужений, когда отворяются царские ворота, перед прихожанами появляется образ Христа, будто спускающегося с небес.

Витраж в Исаакиевском соборе

Исаакиевский собор изнутри

Немалый интерес представляет главный купол собора, диаметр которого около 25 метров, а на его позолоту пошло более 100 килограммов червонного золота.

Экскурсовод нам рассказал, что когда наносили золото на купол, использовали ртуть, и поэтому погибло много рабочих. В свою очередь, под куполом располагается 12 больших окон, под каждым из которых находится изображение одного из апостолов.

В куполе Исаакиевского собора изображена Богоматерь в окружении апостолов. Автор этой росписи — знаменитый русский художник Карл Брюллов. Эта работа стоила автору жизни, так как в процессе росписи купола он простудился и заболел, и после неудачного лечения в Италии, так и не вернулся на родину. На самой вершине купола помещен голубь — символ Святого Духа.

Купол храма и белый голубь

Росписи на потолке

Росписи и барельефы на потолке

Говорят, что малахитовые пластинки, которые украшают колонны главного алтаря храма, источают слабый запах благовоний. А все потому, что мастера скрепляли пластинки специальным веществом, в состав которого входили масло мирры, красное вино и благовония.

Малахитовые колонны в Исаакиевском соборе

Казанский кафедральный собор

Расположение: станция метро Невский пр-т, выход к каналу Грибоедова.Адрес: Казанская пл., 2Режим работы: 8:30—18:30Вход свободный.

Официальный сайт: www.kazansky-spb.ru

Спас на Крови

Расположение: станция метро Невский пр-т, выход к каналу Грибоедова.Адрес: наб. канала Грибоедова, 2БРежим работы: 10:30—18:00 (вых. среда)Стоимость: 250 р.

Официальный сайт: www.cathedral.ru

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.