Монорельс станет парком: новая жизнь городской среды

Места притяжения: 5 новых городских пространств в Москве, возникших в 2019 году

Монорельс станет парком: новая жизнь городской среды

Перечисляем интересные приобретения столицы за 2019 год, построенные практически с нуля, – от больших парков до уютных пешеходных зон.

Ритм мегаполиса определяют его жители, а ритм жизни горожан всегда зависит от наличия комфортных общественных пространств, в которых приятно провести свободное время.

Обустройство пустырей и непривлекательных (часто попросту транзитных!) мест в качественные точки притяжения – один из самых уверенных трендов в урбанистике, которым сегодня следует и Москва (читайте также: «Путеводитель по новым достопримечательностям Москвы»). Что нового появилось в столице за последние месяцы – рассказываем подробнее.

Музейный парк около Политехнического музея

Антон Белицкий

Антон Белицкий

Антон Белицкий

Мобильный репортер (АГН «Москва»)

Мобильный репортер (АГН «Москва»)

Несколько лет здание Политехнического музея и площадь около него скрывали заборы, рекламные баннеры и строительные леса, и вот, наконец, между Новой площадью и Лубянским проездом открылась современное городское пространство, спроектированное в лучших традициях нового времени.

Его главная особенность – многоуровневость. В новом варианте планировки войти в Политех можно будет с цокольного этажа – на этом же, нижнем, уровне авторы проекта разбили и большую площадь и пешеходные дорожки, которые оформляют фигурные скамейки и клумбы.

Естественно, пространство щедро озеленили – высадили 62 дерева и 1105 кустарников.

Самым ярким элементом многоуровневости стоит назвать, конечно же, амфитеатр, который, к слову, уже окрестили второй «Ямой» – по аналогии с Хохловской площадью, где обустроили археологический парк вокруг фрагмента стены старого Белого города. Второй «этаж» парка также превратился в удобную прогулочную зону, от которой «ответвляются» мостики, ведущие к другим входам в здание.  

Впрочем, «Музейный парк» – это не просто благоустроенная территория вокруг Политеха (сам музей, кстати, откроется не раньше следующего года).

Пространство играет и куда более важную роль: оно объединяет уже существующие пешеходные маршруты центра в единое общественное пространство – от Лубянки до парка «Зарядье» (читайте также: «Парк «Зарядье»: о России с любовью»).

Таким образом, «Яма-2» стала еще одним связующим звеном в создании беспрерывной городской среды, дружелюбной к пешеходам.

Музейный парк, Москва

   Смотреть на карте

«Лианозовский променад»

Денис Васильев

Денис Васильев

Денис Васильев

Денис Васильев

Денис Васильев

Эта часть Угличской улицы, справедливости ради, всегда была пешеходной – ее даже часто сравнивали с Арбатом.

Однако привлекательной для отдыхающих эту зону, особенно при наличии рядом большого Лианозовского парка культуры и отдыха и живописаного лесопарка, назвать было нельзя.

Старые цветники, узкие асфальтированные дорожки, неприглядные лавочки, – все это нисколько не помогало задержать здесь людей, и поэтому транзитную аллею до Череповекцой улицы решили реконструировать. Так «Арбат» стал «Променадом».

Сделать пространство модным и притягательным для самых разных жителей района помогло комплексное благоустройство и дизайнерский подход. Помимо того, что территорию по-новому замостили и озеленили, здесь до мелочей продумали внешний вид малых архитектурных форм.

Как результат – появились белоснежные треугольные аркады, интерпретирующие архитектуру модерна (и знаменитых лианозовских дач), беседки, уличные качели, минималистичные лавочки и лаконичные фонари.

Некоторые объекты пространства приглашают и к взаимодействию – будь то фотозона в виде «полароидной» рамки или же стенды со старинными снимками района.

Одним словом, пешеходная зона на Угличской улице буквально обрела вторую жизнь. Теперь здесь приятно провести время с компанией или любимой книгой, поиграть в настольные игры, пофотографироваться. Пространство привлекает посетителей даже в темное время суток – за счет декоративной подсветки аркад.

ул. Угличская, д. 13, Москва

   Смотреть на карте

Городская площадь в Москва-Сити

sobyanin.ru

sobyanin.ru

sobyanin.ru

sobyanin.ru

sobyanin.ru

sobyanin.ru

Сегодня уже мало кто вспомнит о том, что на месте видного квартала небоскребов когда-то находились каменломни, промзоны и склады. Однако постепенно территория на Пресненской набережной приобретает более ухоженный и привлекательный вид, а сам ММДЦ, помимо головокружительных высоток, предлагает жителям комфортные места для прогулок.

Новая городская площадь, которая была торжественно открыта в начале сентября, – яркий пример того, как столица делает ставку на яркие общественные пространства, ведь изначально эта зона могла бы стать сугубо транзитной, без каких-либо достопримечательностей.

Теперь же между башней «Эвлоюция», мостом «Багартион» и «Афимолом» раскинулась огромная территория с выразительной дизайнерской концепцией. Основной мотив – часы.

На площади находится самый большой циферблат в мире (диаметр – 64 метра!) – он разместился на куполе и фасаде многофункционального киноконцертного зала. Тема времени продолжается и в уличном оформлении: на покрытии площади вымощены цифры, как часы работает светодинамический фонтан.

Пространство оформляет светлая пергола и большой амфитеатр – в будущем, кстати говоря, здесь планируют проводить ежевечерние светомузыкальные шоу.

Пресненская набережная, д. 2, Москва

   Смотреть на карте

Парк Света в Бибиреве

Мобильный репортер (АГН «Москва»)

Мобильный репортер (АГН «Москва»)

Мобильный репортер (АГН «Москва»)

Мобильный репортер (АГН «Москва»)

Костромская улица в районе Бибирево, на которой находится станция метро, всегда была важна со стратегической точки зрения, а потому территорию вдоль нее и раньше озеленяли и благоустраивали.

Вот только «снижению скорости» пешеходов это мало способствовало: это был все еще транзитный маршрут до метро, задержаться на котором хотелось далеко не всем.

Решение нашли совместно с жителями района: в результате в Бибиреве появилось одно из самых необычных пространств не только в округе, но и во всем городе – Парк Света.

Название парка полностью отражает его суть: свет стал главным элементом благоустройства этой зоны отдыха.

В темное время суток здесь подсвечивается практически все: площадки (спортивные, детские и для выгула собак), турники, лавочки, арки, не говоря уже о множестве фонарей.

Одна из самых ярких доминант парка – качели, переливающиеся разными оттенками и создающие эффект северного сияния. Мягким светом сверкают и объемные фигуры в так называемом «волшебном лесу» – они же стали идеальной локацией для местных фотосессий.

Оригинальная концепция, местоположение, продуманные детали, – при благоустройстве некогда мало приглядного сквера по Костромской улице сошлось все, что нужно для грамотного городского пространства, в котором точно будут проводить время.

Парк Света, Москва

   Смотреть на карте

Парк «Зеленая река» в Лефортове

Мобильный репортер (АГН «Москва»)

Мобильный репортер (АГН «Москва»)

Мобильный репортер (АГН «Москва»)

Мобильный репортер (АГН «Москва»)

Мобильный репортер (АГН «Москва»)

Подобно парку «Тюфелева роща» (читайте также: «Гусеница из голубой лагуны, или Чем удивит парк «Тюфелева роща»»), эта зона отдыха появилась на территории бывшей промзоны – завода «Серп и молот».

Пространство протянулось между домами строящегося ЖК «Символ», но задумано оно, как общественное – то есть погулять здесь может любой желающий.

Пока открыта только часть парка (закончат благоустройство к 2025 году), но даже в этой части есть чем заняться и взрослым, и детям.

Пространство «Зеленой реки» получилось двухуровневым, а от того и таким необычным: бетонные дорожки на разных высотах «разбавляют» зеленые холмы с высаженными растениями и огромные опоры-цветники, создающие эффект висячих садов.

Над основной пешеходной аллеей протянули перголу, вдоль нее – лавочки. Помимо этого в парке обустроили детские площадки, зону для воркаута, поставили столы для настольного тенниса и специальные столы с рисунком шахматной доски.

Отдельная точка притяжения в парке – пространство под мостом, которое, как ни странно, получилось камерным и уютным.

Во многом этому поспособствовало оригинальное освещение – светильники здесь установили не только на поверхности моста, но и вмонтировали их в землю.

А далее – дело за правильной уличной мебелью: отдохнуть в этой части парка можно на ярких пуфах или качелях-гнездах. Не зря же говорят, что в городе все решают детали.

ул. Золоторожский Вал, вл. 11, Москва

   Смотреть на карте

Монорельс станет парком: новая жизнь городской среды

Монорельс станет парком: новая жизнь городской среды

Оригинал статьи и видео: https://www.oknamedia.ru/novosti/monorels-stanet-parkom-novaya-zhizn-gorodskoy-sredy-48509

После грандиозных проектов строительства парка Зарядья, реконструкции ВДНХ и стадионов в Москве 2018 готовится к реализации новый масштабный и необычный архитектурный проект – ревитализация единственной в России монорельсовой дороги. Подробности в материале портала ОКНА МЕДИА. 

Монорельс: парк вместо дороги

Возведение парка на месте железнодорожного полотна – идея не новая. Аналоговые проекты реализованы в Париже (Променад плантэ, 1993) и в Нью-Йорке (Хай-Лайн Парк, 2004). Ревитализация – наиболее удачное название для планируемого события. 

в планах оживление мертвой зоны монорельса

В Америке и Париже зеленые прогулочные зоны с неординарными решениями, объединяющими урбанистические и природные мотивы, возникли на месте малоиспользуемых и исчерпавших свое прямое назначение транспортных зон. Устаревшие дороги приобрели статус музейных экспонатов, а освоенное пространство стало служить горожанам для отдыха и полезного времяпрепровождения после работы.

парк на Манхэттена на месте монорельса

В Москве среди явных причин называется ненужность монорельса, который был открыт в 2004 году, а сегодня работает в экскурсионном режиме и связывает «Тимирязевскую» и «ВДНХ». Однако горожане настаивают на некотором лукавстве властей.

Сегодня якобы экскурсионный маршрут активно востребован жителями, пытающимися с утра добраться до Останкино, а вечером вернуться домой в битком набитых вагонных монорельса. Удобство линии обусловлено тем, что она соединяет станции разных веток. В скором времени добираться придется на дополнительно транспорте – демонтаж монорельса вопрос решенный.

Действительная причина перевода монорельса на «новые пути» – вопиющая дороговизна его эксплуатации.

поездка на монорельсе пока стала экскурсионным маршрутом

В 2004 году казалось, что новый транспорт решит насущные транспортные проблемы москвичей, однако «цена вопроса» перекрыла актуальность решения. Все средства, необходимые для функционирования монорельса, создавались в единственном экземпляре. Эксплуатация и ремонт дороги и вагонов обходятся чересчур дорого.

Новая жизнь монорельса: инновационная городская среда

Что же предлагается взамен? Поезд будет спущен на землю и сольется с трамвайными путями. Таким образом, москвичи получат альтернативный метро прямой транспорт по привычному маршруту.

Сам же монорельс превратится, согласно проекту бюро WOWHAUS, в фантастическую многоуровневую и многофункциональную структуру протяженностью почти пять километров, со спортивными зонами, бассейнами, оранжереей и висячими садами наподобие вавилонских семирамид.

оранжерея вблизи Тимирязевки

Аналоговые решения в Париже и Нью-Йорке показывают эффективность такого «оживления» индустриальных зон для города и горожан: уже созданные на «умерших» линиях парки пользуются огромной популярностью у туристов и местных.

будущий амфитеатр на берегу пруда с видом на Храм

Украсит подобное творение и русский мегаполис. Ваухаус планирует сделать акцент на «здоровой» составляющей парка: все 5 км будут испещрены вело- и беговыми дорожками, активными детскими зонами.

Не забудут про молодых мам: их ждет специальная бэби-секция, где можно оставить малыша с няней и отправиться на тренировку в ближайшей доступности. «Изюминкой» парка станет безбортный бассейн, визуально соединяющий перспективу ландшафта и парк.

ло в панорамном объекте у Тимирязевки

Близость к сельскохозяйственной академии обусловила возведение оранжереи в проекте.

Здесь планируется масштабное использование стекла с инновационными характеристиками, что позволит использовать объект как для экскурсий, так и в образовательно-исследовательских целях для сотрудников и студентов Тимирязевки.

Отдыхающих будут ждать и моменты ностальгии по прежним временам: проектировщики включили в список объектов масштабного парка Музей монорельса. Здесь можно будет познакомиться и встретиться с историей места и его прежнего назначения.

висячие сады украсят мегаполис

Множество кафе, ресторанов, детских площадок, выставочных объектов и прекрасные панорамные виды обещают оживить район Тимирязевки – ВДНХ и способствовать появлению нового притягательного современного туристического объекта, созданного с учетом самых передовых технологий в области городского строительства и обустройства городской среды. Стекло должно сыграть в этом панорамном проекте не последнюю роль.

Портал ОКНА МЕДИА рекомендует: Парящие стеклянные фасады над Бадаевским заводом: новый ЖК в Москве

Кто он, пассажир монорельса?

Монорельс станет парком: новая жизнь городской среды

Последнее время много говорят о том, что открытие линии МЦК и станции «Фонвизинская» снизили пассажиропоток на монорельсе.

В этой статье я хочу попробовать разобраться так ли это и вообще понять, кто он, пассажир монорельса.

Все данные собраны мной экспериментально или получены с использования обычных интернет-программ и приложений (Яндекс. Карты, приложение метро для расчета времени).

Итак, начнем!

1. МЦК забрало на себя часть пассажиров монорельса

Монорельс действительно связывает несколько линий метро (СТЛ — серую, ЛДЛ — салатовую и КРЛ — оранжевую) т.е. можно предположить, что он является некоторым аналогом кольцевой ветки метро или МЦК.

Для понимания этого момента я рассчитал время от станции Тимирязевская до станции ВДНХ на метро и на монорельсе:

Метро — 21 минута через кольцевую и 26 через МЦК;

Монорельс — 15 минут.

Кажется — ура, монорельс быстрее значит пассажиры на нем едут, только вот одно НО, в этом расчете не учтено время на пересадку при использовании монорельса, а время на пересадку в метро учтено! Значит придется мерить это время самому…люди мы не гордые, пойдем и посчитаем время на переходы с СТЛ на монорельс и с монорельса на КРЛ:

Время пересадки:

Тимирязевская — 7,5 минут;
ВДНХ — 9,5 минут.

Итого: при использовании монорельса время в пути от Тимирязевской до ВДНХ составляет уже не 15 минут, а 32 минуты! И это без учета времени ожидания монорельса… Собственно аналогичная проблема есть и у МЦК, тоже очень длительные пересадки и большие интервалы (в сравнении с метро).

Пора делать вывод: очень мало пассажиров пользовались монорельсом для пересадки с КРЛ на СТЛ, а если учесть хорошую связанность этих веток на севере наземным транспортом (метро «Алтуфьево» и «Бибирево» связаны с «Медведково», «Отрадное» с «Бабушкинской», «Владыкино» с «Ботаническим садом») говорить о том, что наличие нового кольца севернее монорельса повлияло на пассажиропоток монорельса не приходится.

2. Насколько же повлияло открытие станции «Фонвизинская» на пассажиропоток монорельса?

Направление ЛДЛ — радиальное, монорельса — поперечно-кольцевое, единственное место пересечение — станция «Фонвизинская»-«Милашенкова».

Особенность станции «Милашенкова» — данная станция расположена в пром зоне закрытого Пивзавода и ТЦ Матрица, в 5 минутном доступе находится не более 10 домов, но об этом чуть ниже… Допускаю что данные жители могли доезжать на монорельсе до ВДНХ чтоб потом попасть в метро и ехать в центр, сейчас для этого им намного удобнее воспользоваться метро сразу, остальные станции монорельса не уменьшили свой пассажиропоток из-за открытия новой станции метро. Теперь обратим внимание на другую особенность открытия новой станции метро, она притягивает (должна по крайне мере) к себе пассажиров из ближайших районов… т е например жители Останкино могли бы (ниже объясню почему этого не произошло) на монорельсе приезжать к новой станции и увеличить ее пассажиропоток…

Вывод: влияние открытие метро действует разнонаправленно, поэтому нет основания говорить о том что оно повлияло на снижение пассажиропотока на монорельсе.
Так все таки кому нужен монорельс

Конечно, прежде всего жителям районов, где он проходит! А именно Бутырского и Останкинского… С помощью карты я построил коридоры «зоны влияния» монорельса, т. е.

тот участок районов, куда от монорельса можно дойти пешком, обычно пешей доступностью называют расстояние в 10 минут, она на схеме обозначена голубым коридором, так же необходимо отметить объекты попавшие в 5 минутный радиус (на схеме — красные точки), все расчеты делали с учетом дорожек для пешеходов и пешеходных переходов.

Из этой схемы заметно, что красные участки имеют очень неправильную форму (в идеале должны были получиться круги с центром у входа на станцию). Это связано с тем, что монорельс, вместо интегрирования в уличную систему города, последнее время лишь дезинтегрируют! Что это значит?

Пройдемся по всем станциям:

1) Тимирязевская — станция с запада ограничена ж/д, переход глубокий, длинный сразу отрезает жителей САО от удобного использования монорельсом, вторым барьером стал забор ж/д станции.

Если раньше можно было попасть с монорельса на станцию Савеловской ж/д за 2-3 минуты, теперь время увеличилось в 2 раза! За 5 минут добраться до платформы крайне сложно. Но это не все барьеры данной станции.

С юга она окружена заборами от стоянок, которые также снижают доступность станции.

2) Милашенкова — наиболее пострадавшая станция в плане доступности пассажиров от ввода в работу метро. Если раньше жители Бутырского района как минимум 10 домов, могли за 5 минут дойти до неё, то теперь этот показатель упал до 2 домов.

Всему виной подземный переход через улицу Милашенкова. Выход данного перехода направлен в противоположенную сторону от монорельса, в итоге максимум куда можно попасть от монорельса это в переход и в направлении на пару домов по ул.

Добролюбова, рядом с которыми сохранили наземный переход.

3) Телецентр — данная станция не богата жилыми домами, зато тут находится большой центр, куда едут люди — Телецентр, также доступность окрестностей станции сильно снижена непродуманными переходами дорог.

4) Ул. академика Королева — станция со стороны монорельса охватывает много многоэтажных домов, а вот чтобы перейти дорогу, опять придется путешествовать по району, именно с этим связан провал 5-минутной доступности с юга от станции.

5) Выставочный центр — в радиусе 5 минут ходьбы жилых домов не имеется — несмотря на наличие ограждений доступность пешеходных дорог высокая.

6) Ул. Сергея Эйзенштейна — ситуация с переходами улиц очень сложная на северо-востоке станции, чтобы пройти к жилым домам придется переходить улицу дважды вместо одного раза, т.к. прямого перехода нет.

Итак, основные пассажиры монорельса это люди живущие, работающие или учащиеся в его коридоре доступности. Попытаюсь описать основные группы:

1) работники телестудии и студии «СоюзМультфильм»;

2) жители Останкинского района кому необходимо добираться куда-то по СТЛ, ЛДЛ метро;

3) жители Бутырского района кому нужна КРЛ метро;

4) жители Останкинского района к Савеловскому направлению р.ж.д.;

5) жители Бутырского района, желающие погулять по ВДНХ, Останкинскому парку;

6) жители кому необходимо добраться до Останкинского суда (отдельно стоит отметить что на автомобиле к нему приехать затруднительно из-за проблем со стоянками);

7) жители для посещения тубдиспансера (расположенный так же в «зоне влияния» монорельса);
8) работники «ГосНИИ-Приборостроения» (входит в корпорацию Алмаз-Антей);

9) работники центральной киностудии им. Горького;

10) отдельно стоит отметить большую массу учебных учреждений вблизи монорельса:

— Московский государственный педагогический университет,— Московский юридический институт,— Экономическо-правовой институт,— Московский институт права,— Останкинский институт телевидения и радиовещания,— несколько техникумов и колледжей,

— несколько школ-интернатов.

Три зеленые мили. Московский монорельс может превратиться в парк

Монорельс станет парком: новая жизнь городской среды

Предстоящей осенью должна решиться судьба московского монорельса. По одному из планов, пути полностью разберут, за исключением опоры над Октябрьской железной дорогой. По части монорельсовой эстакады хотят проложить трамвайные пути от улицы Новомосковской в Останкинском районе до улицы Костякова в Тимирязевском районе.

Однако столичные архитекторы предлагают альтернативное решение: не разбирать монорельс, а превратить трассу в пространство с прогулочными и велосипедными дорожками, детскими и спортивными площадками, амфитеатром и даже бассейном.

wowhaus.ru

“Трамвайная связка”

По предварительному плану реконструкции монорельсовой системы, частично его должны сохранить. Так, по словам руководителя департамента строительства Андрея Бочкарева, контактный рельс монорельсовой системы, возможно, перестроят в трамвайные рельсы на участке, проходящем над железнодорожными путями Октябрьской железной дороги.

На эстакаду трамвай будет подниматься в горку по пологому “склону” длиною в несколько километров. Преодолев транспортные артерии – железную дорогу и районную магистраль – трамвай далее пойдет по путям в районе улицы Костякова. Здесь он может продолжить маршрут на северо-запад до станции метро “Войковская” или “Строгино”.

wowhaus.ru

Сейчас трамвайные пути на улице Академика Королева тянутся до усадьбы “Останкино”. Сюда приходит три трамвая:

  • № 11 (от Останкино до 16-й парковой улицы в Восточном Измайлово);
  • № 17 (курсирующий между Останкино и Медведково);
  • № 25 (от Останкино до Сокольников).

Вдоль территории Останкинской телебашни и телецентра по улице Академика Королева трамвайных путей пока нет, их предстоит построить. Однако в будущем трамвайная сеть может соединить северо-восточные и восточные районы Москвы с северо-западными.

Длинный парк

Проект создания на опорах монорельса городского парка длиной 4,7 километра разработали архитекторы из бюро Wowhaus. Они утверждают, что сложные конструкции станций, развитые инженерные коммуникации и саму силовую структуру монорельса, состоящую из армированного бетона, можно переоборудовать в современное общественное пространство.

“Мы предлагаем инфраструктуру монорельса сохранить и приспособить для нужд горожан, сделать популярным городским аттракционом”, – рассказал порталу Москва 24 управляющий партнер архитектурного бюро Wowhaus Олег Шапиро.

Архитекторы предлагают перестроить монорельсовый путь, расширить его, проложить пешеходные и велодорожки, обустроить места для занятий спортом и оранжереи, построить кафе. Таким образом, удастся создать удобную и красивую пешеходную связь двух районов Москвы – Останкинского и Тимирязевского, которые хоть и расположены близко, но, фактически, изолированы друг от друга.

Театр и музей

Депо монорельса по проекту перестраивается в театральную площадку и музей транспорта. На экспозициях посетители смогут увидеть уникальные монорельсовые составы. Это позволит сохранить память о такой необычной для России системе городского общественного транспорта.

Качели и паркур

Путь монорельса от станции “ВДНХ” до Продольного проезда, по идее архитекторов, превращается в экспериментальную оранжерею. Сквозь нее посетители смогут попасть в висячий сад с качелями и гамаками, световыми инсталляциями и фуд-кортом. В этой зоне предполагается также разместить медпункт, тренерскую, а также площадку для экстремального бега и паркура.

На участке от Новомосковской улицы до станции “ВДНХ” может появиться зона семейного досуга с детскими площадками для разных возрастов, кафе и навесом перголой.

wowhaus.ru

Место любви

Часть транспортной системы от станции “Телецентр” до Новомосковской улицы по проекту превращается в мечтательный сад с видами на усадьбу “Останкино”, пруд и церковь.

Здесь планируется создать зону релакса: амфитеатр, сад с плодовыми деревьями и безбортный бассейн, сливающийся с панорамным видом на город. А для пловцов рядом предлагают построить спортивный бассейн с деревянным пляжем, раздевалками, душевыми, сауной и фитнес-зоной.

Наземная оранжерея и “бэйби-паркинг”

На участке от станции “Тимирязевская” до “Улицы Милашенкова” предлагается разбить оранжерею, так как он расположен максимально близко к сельскохозяйственной академии имени Тимирязева.

В помещении станции “Улица Милашенкова” может появиться “бэйби-паркинг”, где молодые мамы смогут оставить ребенка с няней, чтобы заняться спортом. Путь через железную дорогу от станции “Улица Милашенкова” до станции “Телецентр” станет спортивным: планируется проложить пешеходные, беговые и велосипедные дорожки, а рядом пройдут трамвайные пути.

“С помощью монорельса было бы целесообразно соединить две трамвайные системы – Тимирязевского района и Останкино, которые сейчас разделены железной дорогой”, – отметил Олег Шапиро.

Американская “высокая аллея”

Создание вместо надземной городской транспортной системы развитого общественного пространства в мировой практике – не являются редкостью.

В Нью-Йорке на месте железнодорожной ветки, проходившей по эстакаде на Манхэттене, с 2006 года строится ландшафтный парк. Первый участок парковой аллеи на высоте 10 метров открыли в 2009 году, а следующие в 2011 и 2014 годах. До конца этого года американцы планируют открыть новый выход на 10-ю авеню с 30-й улицы. Таким образом, парк будет полностью достроен.

Надземную железнодорожную линию, которая впоследствии стала парковой аллеей, построили в 30-х годах прошлого века, а в 1980 году закрыли из-за нерентабельности. И в течение 20 лет пути стояли заброшенными, зарастая травой.

Власти Нью-Йорка даже собирались дорогу разобрать, но под давлением общественности согласились создать на высоте десяти метров парк. Авторы проекта – ландшафтный архитектор Джеймс Корнер и ландшафтный дизайнер Пит Аудольф решили сохранить флору и фауну, сложившуюся на эстакаде за два десятилетия после закрытия.

Бывшие железнодорожные пути перекрыли удобными деревянными тротуарами, а вдоль них с обеих сторон высадили 210 видов растений, в том числе деревьев и кустарников. На оторванном от земли променаде установили множество скамеек, столиков со стульями и шезлонгов.

В некоторых местах организовали небольшие смотровые площадки, откуда открывается эффектная панорама Манхэттена.

Есть также на “зеленом” маршруте рестораны и магазины. Сейчас Хай-Лайн – это еще и популярная арт-площадка.

Здесь устраиваются занятия по тай-чи, йоге и медитации, арт-перфомансы и мастер-классы для детей, лекции по культуре и искусству.

“Парк Хайн-Лайн на месте надземной железнодорожной линии в Нью-Йорке за годы своего существования полностью изменил окрестности. Из депрессивного района с мясными складами они превратились в одни из самых модных кварталов в американском мегаполисе”, – рассказал архитектор Олег Шапиро.

По его словам, подобное поэтапное переосвоение можно провести и в Москве с московской монорельсовой системой.

wowhaus.ru

Надземный променад Парижа

Однако превращение закрытых железнодорожных веток в надземные парки – не исключительно американская идея. Первый такой городской парк Парижа – променад Планте – был создан на месте закрытых путей в 1993 году.

По надземной линии поезда курсировали в течение 90 лет – вплоть до 1968 года. Реорганизация железнодорожного полотна началась лишь в 1987 году на средства муниципалитета.

А через 13 лет здесь открыли парк – зеленый коридор среди городской застройки длиной 4,5 километра.

Одна половина парка, которую называют “галереей искусств”, располагается на виадуке, а другая – это наземный бульвар с каналом, обрамленным липами и лавандой. Эти две зоны разделены арочным мостом и туннелем.

Аркада над виадуком используется как арт-пространство для мастерских и магазинов – там продают предметы, сделанные вручную. Например, тут можно приобрести керамику и стеклянные изделия. Над “галереей искусств” находится регулярный цветник с ажурными металлическими арками и колоннами, увитыми плетущимися розами, которые цветут до глубокой осени.

Несмотря на то, что дорожка в парке не очень широкая, тут разрешено ездить на роликах и на велосипеде. Променад неожиданно обрывается, открывая панораму на сотни кустов роз, заросли бамбука, плюща, глицинии, вишневые деревья, клены, липы, и лаванды.

Снос, саботаж или «Хай-Лайн». Чего ждать пассажирам московского монорельса?

Монорельс станет парком: новая жизнь городской среды

К 2018-му стало окончательно ясно: «инновационный транспорт будущего», монорельс на северо-востоке Москвы, не прошёл проверку временем.

Вместо того чтобы сокращать пути местных жителей, он стал мёртвой, дорогой и медленной артерией.

Транспортный аналитик Аркадий Гершман рассказывает о том, как амбициозный проект Лужкова превращался в хтоническое чудище у парка ВДНХ, и что ждать его пассажирам.

20 ноября 2004 года. Мэр Лужков открывает московскую монорельсовую транспортную систему. Это во многом политический пиар-проект, но жители получают возможность удобно перемещаться между двумя отрезанными друг от друга районами Москвы: Останкинским и Бутырским.

Маршрут московского монорельса. Источник: https://wikiroutes.info​

Январь 2008 года. Спустя четыре года монорельс наконец стал частью единой транспортной системы города. Станции начали работать с 07:00 до 23:00, интервалы движения уменьшились, турникеты стали принимать городские проездные, появилась бесплатная пересадка на метро.

С января 2017-го ввели тактовое расписание, то есть интервалы в 30 минут между поездами. Кроме того, опять сократилось время работы: поезда теперь ходят с 08:00 до 20:00. По сути, монорельс вернулся в прежний экскурсионный режим, в котором работает по сегодняшний день, хотя стоимость билетов осталось прежней. Такое решение приняли из-за физического износа системы.

 

Мировой опыт показывает, что такой вид транспорта хорошо работает в парках и аэропортах, но ужасно в городских условиях. Московский монорельс можно охарактеризовать как «дорого, медленно, мало». На его содержание из бюджета города уходило порядка миллиарда рублей в год.

Для строительства пришлось проектировать совершенно новую инфраструктуру и налаживать производство вагонов в штучном разовом режиме.

Из-за этого, когда те пришли в негодность, возобновить произодство было уже невозможно. Со временем вагонов на линии становилось всё меньше: часть из них стали донорами для ремонта оставшихся.

Закупить иностранную технику не получилось из-за уникального строения станций и узлов.

Первоначально московский монорельс должен был развивать скорость до 60 километров в час, но на деле двигался гораздо медленнее из-за ошибок в конструкции: кривые малого диаметра и наледь не давали монорельсу разгоняться. В лучшие свои годы составы проезжали около 5 километров за 40 минут — это чуть больше, чем скорость пешехода. Кроме того, вагоны вмещали мало людей, дополнительные — не закупить, а в запасе — пусто.

 

ПРЕВРАЩЕНИЕ В ТРАМВАЙ

Чтобы решить проблемы «монорельства», на эстакаде решили запустить трамвай. В 2015 году был объявлен конкурс, где предлагалось разобрать часть станций и опор, сделать пологий заезд и пустить трамвай от района Останкино к «Тимирязевской». Проект всё ещё не стартовал официально, хотя технически запуск возможен.

Снос

С открытием МЦК и новых станций метро «Бутырская» и «Фонвизинская» нагрузка на монорельс спала. Если учитывать план по строительству съезда с Северо-Восточной хорды в районе улицы Академика Королёва, вполне возможно, что монорельс снесут ради дороги.

В Москве дорожные проекты зачастую только ухудшают положение жителей и пассажиров общественного транспорта.

В Выхине, например, проектировщики новой хорды забыли про хабовое значение станции и спроектировали к ней всего один проход, из-за чего пришлось убрать удобные поручни, чтобы помещалось больше человек.

Нельзя исключать и возможность саботажа отдельных городских структур, которые не захотят брать на баланс станции и эстакады – это нетипичная для города инфраструктура.

Полная реконструкция

Даже если найти возможность построить новые вагоны, то решить проблему маленькой провозной способности и конструктивных ошибок будет гораздо сложнее. Для этого придётся полностью перестраивать станции, пути и депо, что повлечёт огромные затраты и неудобства для жителей, но из популистских соображений руководство города может пойти и на это.

«Хай-лайн»

Самую обсуждаемую судьбу монорельса спроектировало бюро Wowhaus.

На выставке «АРХ Москва» бюро показало концепцию, где эстакада превращается в парк, а её часть от Останкинского пруда до станции метро «Тимирязевская» отводится под трамвайное движение.

Идея очень понравилась руководству города: она инновационная, там есть слово «парк», что сохранит достопримечательность, и к тому же решит транспортную проблему.

В депо монорельса авторы предлагают сделать театральную площадку и музей транспорта. Здесь же разместят вагоны и части монорельса «для истории». Дальше должен идти надземный парк длиной 4,7 километра со спортивными зонами, смотровыми площадками с видом на усадьбу Останкино, кафе, игровыми площадками и висячими садами.

Очевидно, что сегодня это лучший вариант для всех: связь районов между собой улучшается за счёт трамваев, расширяется маршрутная сеть города с перспективой, наконец, соединить разные сети в одно целое.

При этом память об эксперименте с монорельсом будет жить, а Москва получит новую достопримечательность — надземный парк. Реконструкция, скорее всего, окупится за счёт торговых точек и притока туристов.

Ещё до презентации Wowhaus специалисты транспортного комплекса связывались с авторами нью-йоркского «Хай-Лайна» — это не афишировали, но сделать из монорельса парк, по предварительным данным, действительно возможно.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.