Старинные наличники на окна в деревянном доме

Деревянные наличники старой России

Старинные наличники на окна в деревянном доме
alexkolos

Иван Хафизов, фотограф из Москвы, коллекционирует наличники, точнее, их фотографии. Экспонаты хранятся в единственном в своем роде виртуальном музее наличников.

Резные деревяшки вокруг окошек милых домиков помнят все. Для одних это пропуск в мир детских воспоминаний: ставни, открывающиеся под мелодию из «В гостях у сказки».

Для кого-то это воспоминания о лете: даче, солнце, беззаботном отдыхе. Для современного человека традиционные оконные наличники остаются символом красоты давно ушедшего, деревянного мира.

Они едва ли не единственный, одинаково тепло принимаемый всеми, элемент народной архитектуры.

Кроме того, наличники — совершенно недооцененный символ сохранения традиций. Они отличаются удивительным разнообразием в зависимости от того, в какой области, городе или селе были изготовлены. Давайте  окунёмся в прошлое с коллекцией самых разных «окошек в рамках», причудливо вырезанных и раскрашенных произведений народного искусства.

Первыми фотографиями в коллекции стали снимки наличников города Энгельс Саратовской области в 2007 году. Там было сделано больше сотни фотографий.

Следующим городом стал Ростов: наличники там совсем другие, чем в Энгельсе. Можно сказать, налицо две совершенно разные школы резьбы по дереву.

Яркие наличники города Мышкин Ярославской области служат украшением коллекции.

Наличники «города невест» Иваново вытянуты вертикально, ярко выкрашены, с преобладающей нижней частью в виде раскосых полотенец-юбок.

Ажурные наличники города Шуя (Ивановская область)

Кинешма (Ивановская область)

Распространенное расслоение на «каменный центр и деревянные окраины» обошло город Владимир стороной. Деревянные дома разбросаны по городу более-менее равномерно. Возможно, поэтому среди наличников Владимира остутствует какая-либо общая черта.

Такая косичка встречается здесь весьма часто.

Наличники города Костромы разнообразны, красивы и на удивление в хорошем состоянии. Кроме того, Кострома отличается особенными, специфическими элементами, которых больше нигде нет.

Металлический жетон, закрепленный над наличником гласит, что дом построен организацией «Саламандра». Такой жетон говорит о том, что дому больше ста лет.

Общими для большинства Костромских наличников является полукруглое навершие.

Навершие этого наличника украшено резными птичками.

А в навершии этого наличника — драконы.

Еще одна характерная особенность Костромы — это склонность местных мастеров украшать боковинки. Так делают далеко не везде.

По словам автора коллекции, самое удивительное в поездках за наличниками — это контраст красоты деревянной резьбы и отношения к ней. Самый распространенный вопрос от хозяев домов — «Да зачем они вам? Были б красивые, а эти!» И это при том, что разговор происходит на фоне удивительной резьбы, которой полторы сотни лет. И которой нигде, кроме как в этом городе, нет.

Необычные наличники с навершием в виде короны в городе Чита.

Эти Касимовские наличники (Рязанская область) — самые старые из тех, что висят на жилом доме. Им 169 лет.

В России можно полстраны объявить музеем деревянного зодчества. И самый простой путь сохранить всё как есть — фотографировать памятники деревянной старины как можно больше. Только так их действительно можно сберечь.
здесь
alexkolos

Весна и яркое солнце – пора любви! Прекрасное время для свадеб молодых пар: невесты, словно ангелы, неотразимы в своих белых нарядах.

С заботой об окружающей среде и о своем кошельке, существуют множество возможностей дизайна свадебного (и не только!) платья, каждый из них уникален, а девушка – настоящая принцесса.

Предлагаю посмотреть хит-парад самых необычных, красивых, а самое главное, полезных свадебных и вечерних нарядов.

Уникальное платье из пластиковых пакетов (переработанных, конечно!). Собранная из одинаковых сферических форм цветных пакетов, юбка на косточках приятно контрастирует с однотонным топом.

Полностью ручная работа. Мастер поделился секретом – эта юбка была сшита «на скорую руку за две недели до показа». Думаю, в таких платьях будут отлично смотреться подружки невесты.

При создании этого платья дизайнер Сьюзи Макмюрей (Susie MacMurray) задумалась о нелегкой женской судьбе – постоянной чистке и уборке. И чтобы порадовать прекрасную половину человечества, она выбрала весьма необычный материал – резиновые перчатки.

Да-да, те самые, кухонные резиновые перчатки для мытья посуды и других бытовых нужд, которые так хорошо знакомы почти каждой девушке.

Перчатки были вывернуты наизнанку для создания матового однотонного покрытия. Почти 2 метра в высоту перекрывающих друг друга слоев резиновых перчаток создают праздничные наряды.

Еще один отличный пример использования уже ненужных в быту вещей – мужские галстуки. Это эко-платье создано из переработанных мужских галстуков.

Дизайнер создает вечерние, коктельные платья, корсеты, юбки и все это – из галстуков. Весьма хороший повод перебрать гардероб суженого.

Дизайнером следующего платья оказался мужчина. Аднан Баййэт (Adnan Bayyat) создал экзотическое платье в стиле фламенко, использовав при этом более 1000 обычных полиэтиленовых магазинных пакетов.

Он хотел обратить внимание на необходимость утилизации полиэтиленовых пакетов, число которых значительно увеличивается в преддверии праздников. «Я сшил это платье вручную, пакеты связал вместе крючком. На эту работу ушел целый месяц, но результат потрясающий».

У Стефани Уотсон (Stephanie Watson), пожалуй, самая романтичная история создания платья. Материалом для него ей послужили клипсы от хлебных мешочков. Более десяти лет назад, будучи детьми, в подростковом возрасте, она, ее школьная подруга и будущий жених стали собирать эти клипсы. Они шутили, что как только соберут достаточно, Стефани и Уилл Вэплин (Will Wapling) поженятся.

«Когда мы начали встречаться и жить вместе»,- рассказывает свою историю Уилл, – «этих зажимов собралась целая гора, но мы продолжали их собирать. Для нас это была всего лишь шутка, но люди продолжали нам помогать и приносили их постоянно. Мне приходилось искать все новые и новые банки для хранения».

Несмотря на все усилия, невесте не хватило зажимов для платья. Тогда двоюродный брат Вила спас ситуацию. Работая в пекарне, он пожертвовал целый рулон белых клипсов.

Невеста приступила к созданию своей мечты, свадебного платья, которое она назвала «Надин». На пошив этого платья ушло более 300 часов, а весит оно около 7 килограмм.

А это победитель ежегодного конкурса «Дешево и шикарно» на самое красивое свадебное платье. Основное условие конкурса – пошив платья из туалетной бумаги.

Жюри по достоинству оценили ошеломляющий ансамбль туалетной принадлежности, клея, ленты и целеустремленности.

Page 3

|

alexkolosВ австралийском Сиднее состоялась не самая обычная модная презентация. На представлении Duck fashion show моделями, дефилирующими в нарядах, стали гуси. Белые и горделиво выглядевшие в своих костюмах птицы не спеша вразвалочку гуляли по лужайке. Некоторые были одеты в викторианском стиле, другие как жених и невеста. Параллельно с показом мод прошли и уникальные гусиные бега.

Источник: https://alexkolos.livejournal.com/583317.html

Как сделать резные наличники на окна в деревянном доме

Старинные наличники на окна в деревянном доме

Сделать свой дом запоминающимся и красивым мечтает любой хозяин. Если дом уже не новый, это не так просто. Одна из возможностей — резные наличники. Они даже обычную «коробку» превратят в шедевр. 

Материал для наличников

Резные наличники делают в основном из древесины хвойных пород. Оптимальный вариант — сосна, нормально режется, недорога, из-за высокого содержания смол долговечна. В принципе, можно использовать любую другую хвойную доску, но лучше не пробовать с еловой: слишком она волокнистая, не режется даже самым острым инструментом.

Можно делать резные наличники и из лиственных пород — липы (самая мягкая), тополя, клена, дуба, вишни и т.д. Но с каждой породой надо уметь работать, набивать руку и нет гарантии, что получится что-то удобоваримое, а древесина лиственных пород стоит дорого. Поэтому делают наличники на окна чаще все-таки из сосны. Надо только обратить внимание на качественные характеристики.

Резные наличники на окна — способ сделать свой дом уникальным

Если есть древесина или доска, пролежавшая 3 года и более, можно использовать ее: она уже точно сухая, только потребуется обработка и калибровка. Если дома нет деревообрабатывающего оборудования (рейсмуса и циркулярной пилы), нужна будет обрезная доска.

 Под резные наличники подойдет древесина первого или высшего сорта. Это значит, что на доске не должно быть сучков, сколов, смоляных карманов. Древесину берите камерной сушки, с влажностью не более 8-12%.

На рынках такая не продается, искать надо на пилорамах и в строительных магазинах.

Почему камерной сушки? Потому что ее сушат в специальной камере, ускоренно выводя влагу. При этом часть досок трескается, выгибается — эти идут в отбраковку, остальные продают. Если вы будете делать резные наличники из древесины камерной сушки, их точно не покорежит и они не потрескаются.

Инструменты

Чтобы сделать резные наличники своими руками, понадобится следующий минимальный набор:

  • дрель с набором сверл;
  • электрический лобзик с плавным пуском и кучей разных пилок по дереву;
  • стамески;
  • наждачная бумага с зерном разного размера;
  • лепестковый диск из наждачной бумаги по дереву на дрель.

Вот такие резные наличники на окна можно сделать своими руками

Для сокращения времени, которое потребуется на создание резных узоров и шлифовку, лучше иметь фрезер и шлифовальную машинку.

По одной или оптом?

Резные наличники состоят обычно из повторяющихся элементов. По крайней мере, две вертикальные рейки на каждом окне делают одинаковыми. А так как оформляются обычно несколько окон, одинаковых элементов требуется много. Если наличники собираетесь делать прорезные, закономерно возникает желание вырезать одновременно несколько штук, сложив доски стопкой и как-то их зафиксировав.

Накладные резные наличники тоже интересны

Желание понятное, но сложно реализуемое, да и выгоды во времени не так велики, как кажется. Первая сложность — у домашних мастеров обычно в наличии лобзики не слишком большой мощности.

Чтобы прорезать несколько досок, приходится медленнее двигать пилку вдоль намеченного рисунка. На прямых линиях скорость еще терпима, на закруглениях — низкая. И, чем меньше радиус изгиба, тем медленнее приходится двигать пилку.

Если вы работаете с одной доской, таких проблем нет. Так что по времени выигрыш если и есть, то совсем небольшой.

Еще один момент. Даже толстые, хорошие, дорогие пилки при большой толщине обрабатываемого изделия отклоняются. Так что, при одновременном резе нескольких досок, качество прорези на нижней (или двух) остается под большим вопросом.

Порядок изготовления наличника с прорезной резьбой

Желаемый рисунок при помощи шаблона переносим на доску (где его взять, как увеличить, как сделать шаблон читайте ниже). При необходимости поправляем, хорошо прорисовываем детали. Дальше порядок действий опишем пошагово.

Прорезная резьба без подкладной доски. Чтобы рисунок был четче виден, нужна большая разница в цвете

Убираем древесину в прорезях рисунка

  • Для этого сверлим отверстия большого диаметра в тех местах, где древесину надо будет убрать. Диаметр отверстия должен быть чуть больше чем ширина пилки лобзика обычно 12-14 мм). Сверло должно идти вертикально вниз, следите чтобы отверстие не вышло за линию (но небольшие погрешности нестрашны).Вот основной этап вырезания наличника из древесины
  • В прорези вставляем пилку лобзика, по намеченным линиям вырезаем узор.

Так как на резьбу будут смотреть издалека, некоторые неточности несмертельны, но стремиться к идеалу все-таки стоит.

Делаем фигурный край

Некоторые наличники имеют ровный край. Тогда этот этап пропускаем. Если край фигурный, придется еще поработать лобзиком.

  • Примерно через 5-7 см делаем перпендикулярные пропилы «лишней» части доски до намеченной линии наличника. Большая точность или ровные линии не нужны, стараемся не переходить через нарисованную линию.Фигурный край делать проще
  • Начиная справа или слева, делаем рез по намеченной линии. В процесс отпадают отпиленные кусочки, так что работать не слишком сложно.

Если рез сложный, могут оставаться не слишком привлекательные места. Это не страшно, их потом обработаем, где надо — стамесками, тем же лобзиком, наждаком. Когда вы останетесь довольны результатом, можно двигаться дальше.

Окончательная доработка

Владельцы деревянных домов, наверняка знают все о том, как надо обрабатывать древесину. Но, на всякий случай, повторим еще раз общие правила.

  • Шлифуем. Шлифовать любым доступным методом. Быстрее и лучше всего всего — эксцентриковой шлифмашинкой, медленнее — наждачным кругом на дрель и лепестковой насадкой, совсем медленно — руками и наждачной бумагой. В идеале комбинируем два метода — при помощи шлифмашинки обрабатываем горизонтальную поверхность, а выемки — лепестковой насадкой и, где она недостает, руками.Шлифуем и доводим до нормального состояния
  • Грунтуем. Так как древесину надо защитить от жучков-грибов, воздействия дождя и солнца, ее необходимо покрыть защитной пропиткой. Ищите любую для наружного применения. Лучше всего замочить заготовку на несколько минут в ванночке с раствором. Если это недоступно, кисточкой хорошо проходите все прорези.
  • Красим.

Выбор лакокрасочных материалов очень широк. Подходят любые для наружных работ. Но учтите, что укрывистые краски придется периодически обновлять — раз в год так точно. А это значит — снимать старую краску, грунтовать, красить снова.

Проще дело обстоит с маслами для дерева — они не дают пленки на поверхности древесины, а впитываются в волокна. Обновлять покрытие тоже надо, но просто очистить от пыли и покрыть новым слоем. И частота обработки меньше.

Минусы масла для дерева — выше цена, меньшее количество цветов.

Это результат трудов

А дальше — монтаж резного наличника. Зависит он от выбранного типа: можно сразу на стену, а можно — на подкладную доску, а потом уже на окно.

Как увеличить шаблон

Простые резные наличники можно делать и без шаблонов. Несколько примеров будет в видео — там показано, как расчертить, как вырезать. Но более-менее сложные узоры рисовать самостоятельно получится далеко не у всех. Нужен навык, да и талант. Самый простой способ — найти схему, распечатать ее в нужном размере, перенести на картон и вырезать. Получится шаблон, который можно обводить.

Второй способ: срисовать с фотографии. Далеко не все схемы можно найти. Некоторые, особенно старинные оконные наличники, вы нигде не найдете. Если есть хоть некоторые способности к рисованию, их можно срисовать.

Даже такой орнамент можно срисовать… если есть навык

Могут возникнуть вопросы по поводу того, как увеличить размер найденной схемы или шаблона. Есть три варианта:

  • При помощи любого графического редактора. Самый простейший — Paint — есть в любом компьютере работающем с Windows (вкладка «Изображение», строка «Изменить размер изображения», выберите «сантиметры» и в окошке поставьте нужную длину (высоту).  Полученный файл можно будет распечатывать. Если принтер малого формата, может потребоваться разбиение на несколько страниц. Их потом следует склеить и, по полученному рисунку, сделать шаблон.
  • При помощи ксерокопии. У ксероксов есть функция масштабирования.
  • Взяв миллиметровую бумагу, переносить рисунок в нужном масштабе. Для этого исходное изображение разбиваем на квадраты со стороной 0,5 или 1 см (можно напечатать на листке в клетку). Потом переносим линии на миллиметровку, увеличивая их в нужной пропорции.

Первые два способа более быстрые. Но при масштабировании рисунок может получиться нечетким и размытым. Его можно поправить руками, можно отрисовать в каком-то редакторе, например, CorelDRAW. Как это сделать смотрите в видео. Как раз пример прорисовки схемы для резьбы.

Схемы, шаблоны, узоры

Узкие краевые элементы

Декоративные элементы для вертикальных или горизонтальных планок

Схемы для выпиливания наличников из дерева

Прорезные элементы для украшения окна

Схемы узоров для украшения кронштейнов

Схема резного наличника

Что может получиться и варианты вертикальных планок

Еще кронштейны

Полотенчики или боковые узоры

Возможные схемы

Это резьба непрорезная

Варианты украшений

Чертежи и схемы

Прорезные, накладные, с коронами

Центральные элементы для вертикальных планок

Еще три варианта

Разные стили, но, без сомнения, эффектны

Стиль совершенно другой…

Источник: https://stroychik.ru/okna/reznye-nalichniki-svoimi-rukami

Наличники на окна: старинное искусство и современные тенденции

Старинные наличники на окна в деревянном доме

Деревянные наличники на окна, как и прочие погонажные изделия, применяются для маскировки швов, стыков и различных неровностей. Являясь привычными элементами декора, они помогают отделке приобрести привлекательный и законченный внешний вид. Кроме того, закрывая собой мельчайшие щели, они защищают дом от сквозняков, проникновения шума и пыли.

Трудно представить себе уютное жилье без оконных и дверных наличников. Неизвестно точно, когда эти изделия были применены впервые.

По крайней мере, слово «окно» можно встретить в русских летописях XI века.

Заполнение оконного проема слюдой или стеклом требовало рамочной конструкции, а места стыков рамы и стены закрывались снаружи и внутри прародителями современных наличников – досками-накладками.

Русские резные наличники

Многие старинные деревянные дома нашей страны могут похвастаться искусно выполненными резными наличниками на окнах. Еще совсем недавно они были исчезающей частью культуры России, но сегодня интерес к ним возвращается. Кто-то однажды сделал красивое сравнение, уподобив оконные наличники из дерева ресничкам на глазах дома.

Старинные узоры – не абстрактные завитушки. С древних времен люди вырезали из доступной древесины особые знаки – обереги, и располагали их в тех местах, где нечистая сила могла проникнуть в дом: над дверью и окошками. Со временем символы усложнялись, превращаясь в причудливые орнаменты, изменялась и технология нанесения рисунков и узоров.

К сожалению, значение большинства символов со временем было утрачено. До нас дошли только крупицы былых знаний и верований.

Так, часто мастера изображали солнце – это и главное древнее божество, и знак самой жизни и мироздания.

Не редко на резных наличниках можно разглядеть змею, ассоциируемую с обновлением, птицу – хранительницу времени, крест, вертикальная линия которого обозначала духовность, а горизонтальная – материальные блага.

Жители различных областей использовали разные техники резьбы по дереву, и чем дальше территориально располагались селения, тем сильнее отличались друг от друга готовые изделия.

Различают глухую и сквозную резьбу. Наличники с плосковыемчатой, рельефной или скульптурной глухой резьбой выглядят очень основательными, сложными, тяжеловесными. Более простая в исполнении прорезная или пропильная сквозная резьба встречается намного чаще, ажурные наличники получаются красивыми, легкими, кружевными.

Современные наличники

И сегодня можно встретить настоящих умельцев, которые изготавливают сложные резные наличники на окна, украшающие фасады деревянных домов и срубов, а также внутреннее убранство помещений. Стоимость изделий ручной работы достаточно высока, и, конечно, их нельзя назвать часто встречающимися.

Очень интересен процесс изготовления резных наличников собственными руками. Сделать это не так сложно, как кажется на первый взгляд. Домашнему мастеру, заинтересовавшемуся старинным народным искусством и вооружившемуся простыми инструментами, по силам эта задача. Начните с эскиза, и дело пойдет!

Тем же, кто предпочитает готовые варианты, магазины Москвы и других городов России предлагают следующие типы наличников:

  • Деревянные.Самые популярные изделия, имеющие гладкую отшлифованную поверхность. Различаются между собой шириной, толщиной, породой древесины. Деревянные наличники на окна могут использоваться как снаружи, так и внутри помещений. Прочность, натуральность, невысокая стоимость планок позволяют назвать их идеальным вариантом для отделки;
  • Пластиковые.Изделия из полиуретана легко гнутся, просто устанавливаются и долго служат, наличники из ПВХ радуют разнообразием цветов и форм, а также низкой ценой. За пластиковыми панелями просто ухаживать, однако внешний вид синтетического материала нравится далеко не всем;
  • МДФ.Ламинированные наличники на окна подходят только для внутреннего применения, снаружи они быстро придут в негодность. Тем, кого отталкивает пластик, может понравиться данный вариант, так как МДФ-планки неплохо имитируют натуральную древесину, а еще камень, керамику и все, что угодно;
  • Металлические.Недорогие, при этом прочные и долговечные. Можно купить легкие и красивые резные изделия, которые неплохо подойдут к образу деревянного дома. Требуют защиты от коррозии – грунтования и окраски;
  • Пенопластовые.Не удивляйтесь, изделия из плотного пенопласта используются в местах с высокой сейсмической активностью, например. Они легко окрашиваются в любой цвет и выглядят весьма достойно.

В компании «Кубович» Вы можете заказать деревянные наличники на окна, изготовленные из хвойных пород древесины – сосны, ели. Гладкие планки из натурального материала отвечают требованиям сегодняшнего дня, придавая Вашему интерьеру лаконичный вид.

Источник: https://yakubovich-les.ru/articles/nalichniki-na-okna-starinnoe-iskusstvo-i-sovremennye-tendentsii.html

Старинные наличники на окна в деревянном доме

Старинные наличники на окна в деревянном доме

О старинной традиции изготавливать и устанавливать резные наличники на окна в деревянном доме вспомнили относительно недавно, когда прошел первый бум строительства срубов из оцилиндрованного бревна и бруса.

Прожив несколько лет в новом деревянном доме, хозяева практически всегда начинают относиться к нему, как к живому существу, поэтому неудивительно, что на окнах и входных дверях из дерева стали появляться удивительно красивые резные узоры, служащие одновременно украшением и защитой.

Функции и предназначение резных наличников

Большинство экспертов, занимающихся культурой и историей деревянных архитектурных памятников, отмечают, что резные наличники на окнах, фото, являются почти статусной вещью. Дом без резных узоров выглядит деревянной избой, пусть даже очень большой и красиво оформленной, с наличниками – превращается в терем.

Традиционно резные наличники на окна устанавливаются для двух целей:

  • Защита щелей по периметру оконной рамы от проникновения дождя, снега и продувания ветра;
  • Дополнения и украшения оконного проема, фасада деревянного дома в целом.

Для деревянного дома строители традиционно предлагают в комплекте со стеклопакетом оконные рамы из дерева либо металлопластиковые оконные профили.

Обычные пластиковые наличники из ПВХ можно заказать и в резном варианте.

Вот только выбрать рисунок или узор, скорее всего, не выйдет, резные пластиковые наличники на окна изготавливают по традиционным шаблонам штамповкой и только придают вид ручной работы.

Совет! Сегодня многие реставрационные мастерские и фирмы имеют в своем распоряжении трехкоординатные фрезерные станки, способные вырезать в автоматическом режиме из поликарбоната, пенопласта и эпоксидных пластиков узор любой сложности.

Такая работа будет стоить недешево, но качество резных наличников для пластиковых окон будет даже выше ручной резки. Остается подобрать рисунок и узор.

О третьей задаче наличника на окнах редко кто из владельцев дома может рассказать более-менее внятно и достоверно. Речь идет о защитных функциях, предохраняющих деревянный дом от «дурного глаза», болезней и непрошеных гостей. Можно по-разному относиться к верованиям и традициям, но учесть специфику выбора узора для наличников в своем доме будет явно не лишним.

Узоры и фигуры на резных деревянных наличниках

Понятно, что любой уважающий себя хозяин не повесит на окна деревянного дома первые попавшиеся наличники, процесс подбора темы и рисунка может затянуться, поэтому не стоит злоупотреблять использованием символов, смысл которых непонятен или неизвестен. Если мистическая и культурологическая часть резных наличников создает психологический дискомфорт, можно относиться к резьбе, как способу декоративного оформления оконных проемов деревянного дома.

Придуманы они были для украшения резных наличников неслучайно, и бережно хранились и передавались практически без изменения. Большинство мастеров-резчиков по дереву режут просто как копировщики, поэтому планировать и расшифровывать рисунок придется своими силами.

Совет! В любом случае, прежде чем использовать резные деревянные наличники на окна с шаблонами и картинки непонятного содержания, имеет смысл постараться разобраться со значениями элементов резьбы, узоров и фигурок.

Например, фигурки и изображения животных всегда символизировали позитивные пожелания дому процветания и благоденствия:

  • Змея или дракон всегда обозначала мудрость и силу для защиты дома;
  • Птицы в полете означают радушие и приветливость, сидящие по углам — внимание к гостям и новостям;
  • Рыбы, олени, пучки пшеницы и виноград означают пожелание достатка.

Не принято было изображать домашних животных и фигурки людей, особенно в одной канве с вьющимися растениями и цветами.

Более современные рисунки на резных деревянных наличниках обычно имеют традиционный регулярный орнамент.

Это могут быть переплетающиеся цветы, листья виноградной лозы, уложенные в регулярный узор. В резных композициях XVIII-XIX века уже появились более современные изображения колонн, портиков и капелей, используемых в деревянной архитектуре той эпохи.

Большая часть резных наличников заказывается у мастеров резчиков. При желании нетрудно изготовить резные наличники на окна своими руками по шаблонам или готовым схемам. Простейшие линии и рисунки можно перевести на заготовку и вырезать граверной насадкой, с более сложными схемами придется повозиться и вспомнить уроки рисования в школе.

Верхняя часть наличников называлась очельем, это наиболее сложная и красивая часть декора, с одной стороны, очелье задавало общий тон резной композиции, с другой, выполняло функции козырька над оконным проемом.

На вершине композиции находилась диадема, символизирующая восходящее солнце, а в центре обязательно изображался медальон или корона из растений.

Нижняя часть окна закрывалась резным фартуком, обычно в виде раскрытого веера.

Если мистическая и культурологическая часть резных наличников создает психологический дискомфорт, можно относиться к резьбе, просто как способу декоративного оформления оконных проемов деревянного дома.

Обычный переплетенный узор из лозы или цветов будет далек от любого мистического наполнения, при этом красота наличников и резьбы обрамления окна деревянного дома только усилится. У резных наличников с регулярным рисунком есть серьезное преимущество перед сложной многоярусной композицией:

  • Во-первых, шаблоны резных наличников на окна переносятся на деревянную или пластиковую заготовку намного проще и быстрее, чем рисунок со сложной многоярусной композицией;
  • Во-вторых, даже если вы будете вырезать переплетающуюся лозу или кант своими руками и допустите небольшие огрехи, увидеть их в узорчатом поле будет практически невозможно, так устроена психология человека.

Поэтому, перед тем как сделать резные наличники на окна, выберите для себя простой узор, с минимальным количеством индивидуальных деталей. Даже самый незамысловатый рисунок на облицовочных планках сможет до неузнаваемости преобразить внешний вид окна деревянного дома.

Варианты изготовления резных наличников своими руками

Резьба по дереву всегда была и остается достаточно дорогостоящим мероприятием, поэтому вместо покупки готовых наличников, вырезанных или штампованных на мебельном оборудовании, можно попытаться изготовить своими руками декоративные планки с простейшими узорами. В домашних условиях или в столярной мастерской можно воспользоваться одним из трех методов:

  • Перенести шаблон на подготовленную доску и вырезать узоры с помощью гравировального набора;
  • Отлить узоры под резной наличник из полиэфирной или эпоксидной смолы с последующей окраской или отделкой ламинатной пленкой под дерево;
  • Вырезать накладной узор наличника с помощью электролобзика.

Перед тем как попробовать свои силы в изготовлении резных наличников, нужно подобрать подходящий материал.

Для резьбы и гравировки потребуются твердые сорта древесины, хорошо подойдет бук или дуб, чуть хуже сосна или ель, не подойдут тополь и осина.

Для вырезки накладного узора можно использовать обычную половую доску, но материал должен не иметь сучков, дефектов или сложного переплетения волокон.

Шаблоны под вырезку накладного узора

Для изготовления наиболее простых узоров можно использовать простейшие рисунки переплетающихся растений, цветов, винограда. По сути, это плоская калька от более сложных резных рельефов. Такой узор можно использовать для оформления вертикальных боковых планок наличника.

Для декорирования очелья окна нужно искать не регулярные, а одиночные узоры, например, композицию из симметрично расположенных фигур или переплетений стеблей растений.

Тот же узор можно перевести в контурную линию и превратить в плоский орнамент, который достаточно просто вырезается из фанеры, доски или даже плиты МДФ.

Наиболее сложные рельефные или объемные узоры изготавливаются наборным способом. Первоначально из планок изготавливаются обычные наличники из дерева, отдельные элементы облицовки тщательно подгоняются по размерам окна и собираются в готовую раму.

Все остальные декоративные элементы последовательно вырезаются из дерева, отливаются из литейного полимера или выпиливаются из МДФ плиты, после чего шлифуются, грунтуются и наклеиваются на подготовленную раму.

Изготовление резных наличников своими руками

Чаще всего узоры под отделку окна вырезают из водостойкой ОСБ плиты в виде накладных декоративных элементов. Первоначально на кальке, куске миллиметровки и с помощью программы разрабатывается необходимый шаблон под рисунок.

Далее необходимо изготовить рабочий шаблон, с помощью которого можно перенести узор на деревянную подложку неограниченное количество раз, фото. Для этого распечатанный на принтере рисунок наклеивают на лист ДВП и вырезают просечной насадкой к дрели или обычными ножницами по металлу.

После разметки деревянной заготовки можно приступать к вырезанию наличника. Проще всего выполнить пропилы электролобзиком на столярном верстаке.

По линии выполненных пропилов нужно аккуратно наждачной бумагой снять фаску, чтобы при дальнейшей обработке лицевая поверхность резного узора не скалывалась. Если в качестве заготовки была выбрана достаточно тонкая планка, то вырезанную резную часть декора можно наклеить на тканевую основу.

Таким же способом вырезают мелкие накладные элементы в виде ромбов, квадратов, колечек, косичек. После ошкуривания вырезанные элементы обтачивают на электроточиле с камнем для шлифовки древесины. С помощью круга можно достаточно просто придать ромбу или любой другой геометрической фигуре необходимую форму, сформировать грани или переходные криволинейные плоскости.

Источник: https://mscwatch.com/starinnye-nalichniki-na-okna-v-derevyannom-dome/

История появления резных деревянных наличников; изготовление их по шаблонам и трафаретам своими руками

Старинные наличники на окна в деревянном доме

Произошел всплеск русского стиля во внешнем оформлении домов. Он неминуем в периоды подъема России.

Востребованность на «русское» была после победы над Наполеоном, последовала за освобождением от крепостного права. Последнее обстоятельство повлекло массовое меценатство среди купечества.

Осознание национального достоинства и права на самобытность повернуло взоры к истокам деревянного зодчества.

Если материальная культура Средиземноморья запечатлена в мраморе, а кочевников — в изделиях из кожи, то все исконно русское — это терема, резная и расписная деревянная утварь. По мнению выдающего исследователя русской культуры, историка Д. С. Лихачева , «Россия — это литература, музыка и деревянное зодчество».

Сохраняется то, что не горит. Восторгаемся вологодскими «кружевами» из дерева, потому что до сих пор крепки дома со ставенками и потому что великих войн на Печоре не было.

Вторая причина для существования устойчивой традиции украшать жилища деревянной резьбой — самоуправление без тяжкого бремени налогов. Больше всего домов «купеческого» типа, церквушек «без единого гвоздя» сохранилось на Севере, в Приуралье, на Дону. Старообрядчество в поддержании давних традиций сыграло значительную роль: скиты украшались резьбой из кедра.

Длинная зима, лес кругом и благородное желание помастерить — подходящие условия для того, чтобы взять доску, стамеску, а потом удивить домочадцев результатами творческого порыва.

Малая практичность — хобби не помеха

Деревянные кружева требуют периодичного ухода: наличники и коньки заваливаются, их надо ремонтировать, после зим систематически подкрашивать.

Хлопотно. Но по-другому обстоит дело, если рассматривать наружное убранство дома с точки зрения потребности в красоте. Человеку нужно творческое самовыражение.

Интерьером обычно занимаются женщины. Однако вышитые занавески в пасмурный день никто не увидит. Посыл добра закодирован в прорезных орнаментах декора, выполненных хозяином дома и вывешенных вокруг окон и дверей.

Сомнительно, чтобы резчик помнил семантику (значение) орнаментальных сюжетов, когда берется превратить обыкновенную доску в украшение. Тем более не заглядывает он в свою генетическую память. Режет, как бог в ухо нашептал.

Четыре трансформации и азиатские веяния

Рассуждая о резных мотивах, объяснять их только архаическими истоками невозможно. Некоторые узоры точному толкованию не подлежат. Нельзя период расцвета относить и к Новгородской республике: восстановленные терема стоят вовсе без резьбы. Резали по белому камню колонны, барельефы и кресты на фронтонах, изменяли форму столбов для крыльца. Прорезное же того периода не сохранилось.

Что сохранилось

В музеях можно встретить превосходные ставенки XVII—XVIII вв. По артефактам, дошедшим до наших дней, можно судить, что украшать начали именно притворные ставни. Северяне обтягивали оконные рамы рыбьими пузырями.

Чтобы кожица от ветра не рвалась, её прикрывали досками. Зимой окна не открывали. Но чтобы изба не казалась слепою — резьбою взоры прохожих веселили. Излюбленные мотивы — солнце, львы, рыбы.

Вырезалось все это рельефно на плоскости.

Названия хранят толкования

Более сложны обрамления окон. Сохранились древние названия резных украшений:

  • пряслица (они же ушки) — акценты у верхних углов окна;
  • очелье (или гребень) — полусферическое украшение над проемом окна;
  • бородка — узорный свис под подоконником;
  • бровка — карниз.

Название «ушки», «коленки», «ножки» свидетельствуют о том, что окно мыслилось действующим лицом на подворье. Даже само слово «узор» произошло от «взор». Окошко «рядили», будто невесту. В пользу этой теории — выражение «Дом глядел окнами в сторону леса».

Составные плоскостные элементы выполняли «в прорезь» — то есть аппликативно. Ряд «бусин» (полусфер) вырезали в толще доски. Они — пример сочетания выемчатой и аппликативной резьбы. Выемчатыми являются и трёхгранные «лучики». Они выстраивались рядами или шли от центра. В последнем случае получались «васильки».

Конец архаического расцвета

Первый, архаический, период (с синкретическим происхождением терминов — в связи с частями человеческого тела) прервало желание царя Петра I следовать Западу.

Классическому стилю требовались новые фасады. Резчики привлекались для изготовления абак — деревянных шаблонов, используемых при гипсовании домов «под мрамор».

Мутулами (гипсовыми профилями) царь велел украшать каждый дворянский дом.

Даже если постройка в основе своей была деревянной, «сухарики» (триглифы) на карниз все равно прибивали и белили известью. Бревенчатые колонны, «дранка» — наследие эпохи Просвещения, стиль «классика» со скрытыми под штукатуркой деревянными конструкциями.

Деревянное зодчество эпохи барокко — это ветвистые рамы зеркал, витиеватые картуши стен. Дерево шло под лак, позолоту. Руководили мастеровыми приказчики из-за границы.

Спасли церкви

Немногочисленных вольных резчиков спасали заказы церквей. Но церковникам требовалась уже другое — сложная объемная «кудрина» (переплетение листьев аканта барочного типа).

Именно для «кудрины» изготавливались клюкарзы и цезарики — необычные столярные инструменты родом из Голландии, дополнившие косой нож и прямую стамеску.

Многие ценные навыки крестьяне получили, уходя с петровских верфей.

Европейский строй портала

Второй поворот в осмыслении экстерьера деревянного дома произошел после похода армии Кутузова вслед за остатками разбитой армии Наполеона. Солдаты вернулись из Вены и Парижа с пониманием классического строя в обрамлении окон.

В обиход вошли слова:

  1. сандрик — карниз надоконный;
  2. фронтончик — имитация торца крыши над окном;
  3. колонка — пилястра или доска с желобками по обеим сторонам окна;
  4. карниз отлива;
  5. фильёнка — вставка ромбическая, прямоугольная, восьмиугольная;
  6. гусёк — кронштейн в виде галтели под отливом.

Вместе со старыми словами «пряслице», «ушко» новые заимствования из резьбы по мрамору из ренессансного Запада прочно осели в словаре деревянных дел мастеров. Вместо старого «плотник» появилось почётное «столяр».

Читаем у А. П. Чехова (хозяин обращается к своей собаке Каштанке): «Супротив человека ты все равно, что плотник супротив столяра». Столяр — тот, кто имеет сто лерок (много инструментов). Привозились диковинные инструменты как трофеи из поверженных стран.

Классическое обрамление окна следующее:

  1. Сандрик (он же — бывшая «бровка»);
  2. фронтон — округлое или треугольное надвершие;
  3. полуколонны по бокам (или плоские доски с резным прибитым сверху орнаментом);
  4. базы и капители колонок (чаще заменяются орнаментальными акцентами);
  5. отлив и подпирающий его карниз с узором и «шишками» по бокам.

В русском стиле весь этот комплект составлен на 4-х досках одинаковой толщины (обычно 20 мм) с набитыми сверху рейками, ромбами и орнаментами в виде кружевных салфеток.

Наследие рококо

Победители Наполеона увидели за рубежом еще один оригинальный прием из наследия стиля рококо. Речь идёт об апсиде полусферической ниши. Полукруги над окном полюбили, но использовали на свой манер. Раковина абсиды в деревянном зодчестве превратилась в «солнышко» с набитыми или врезными лучами. Ангелов и менор в разорванных крышах стиля рококо заменили петухи и целующиеся голуби.

Наследие столяров XIX века до сих пор сохранилось в Тамбове, Чите, в городах Золотого кольца.

Короткий период безвкусицы

Купеческий призыв к мастерам конца XIX — начала XX веков стал третьим поворотом в прорезном декоре. От классики начали отходить. Прорезные орнаменты наносились чуть ли не на каждую доску купеческого дома. Особняки утопали в деревянных кружевах, теряя очертания, будто цветущий куст сирени.

Выставочные павильоны, палубы пароходов, ярмарочные ворота пестрят с черно-белых фотографий того периода плотной паутиной парадной напыщенности.

К тому времени каждый крестьянин и городской домовладелец считал нужным украсить резьбой окна, карнизы, крыльцо, фронтоны, балконные навесы.

Резные наличники на окна в деревянном доме

Частые зубцы копий — это «гребешок». Режется просто: сверлятся на одинаковом расстоянии отверстия, к ним под углом делают треугольные запилы. «Елочки» технологией изготовления похожи на «гребни». У этого традиционного орнамента два запила к отверстию начинаются близко и почти под одинаковым углом.

«Волну» выбивали стамеской. Выемки «сердечком» — это два рядом стоящих отверстия с прорезом «галочкой». «Ёлочки» по обеим сторонам заканчивали «шишками» или гроздьями ягод. Никогда не прекращали резать «последний сноп» — вертикальную доску с частым гребнем внизу. «Сноп» — всегда на виду, на фронтоне крыльца. Конек может венчать конская голова.

Купцы ввели моду на веранды — крытые остекленные террасы для лета. Стекло полагалось защищать от града — оклеивать деревянными звездами.

Восточные мотивы

Лотосы, меандры — влияние Китая. С Востоком начали торговать, там учились. Беседки на шести столпах для раздумий и чаепития «а-ля Конфуций» украшали так называемыми полотенцами с кистями и волнами («змейками»), вырезая их полукруглой стамеской.

Мордва и татары чтят мусульманские традиции. У них в резьбе — лотосы, тюльпаны, рога яков и овец.

Модернистские узоры

Трансформация номер четыре произошла под влиянием изысканных стилей «модерн» и «ампир». Плавное перетекание линий у «змеек» сменили резкие изломы сопряженных дуг (в точке излома выпуклый контур превращается в контур вогнутый — как в латинской букве омега).

Лист лотоса с его радиальными линиями от центра, похожим на Ω основанием стебля, цикламены, другие геометрические построения, называемые циклоидами, нашли применение в домовой резьбе начала XX века.

Мотив «египетская пальметта» зачастую ошибочно трактовался как папоротник, но главное, что он нравился, а потому в деревянные резные наличники пальметту включали часто.

Не правдивые теории и современный мастер

Множество надуманных теорий о происхождении (этимологии) того или иного орнамента не должны пугать приступившего к работе владельца деревянного дома. Вьющаяся линия т. н. «змейки» — упрощенный рисунок рельефа.

Точно так же не нужно страшиться ромбов. Существует мнение, что якобы они — символ славянской богини болот Макоши. Но ромб больше на озерцо похож, его часто голубым подкрашивают. Страшное и неприятное в приемы украшения проникнуть не может по определению. Даже львы на древнейших суздальских храмах улыбаются.

Наличники на окна своими руками

Приступать к изготовлению резных наличников лучше осенью: приложенный к окну шаблон из картона виден издалека, кроны деревьев не мешают.

Важно:

  • Не мельчить в деталях: мелкое — трудоемко, легко колется, издалека полосы шириной 2 см сливаются с окружением;
  • Фрагменты должны быть выразительными, с мотивами, используемыми в конкретной местности;
  • Лучше фрагмент вращать и растягивать, чем каждый раз выдумывать новое, тем более что повторами достигается стилистическое единство;
  • Нельзя для подкладов (оснований) мелких деталей использовать низкосортную древесину — слишком смолистую, сучковатую, крученую; и совсем никогда — из лиственных пород;
  • Примыкание к оконным переплетам должно быть плотным, доски основания тщательно пропитывают защитными растворами;
  • Фрагменты орнаментов по контуру ошкуривают, так как в заусенцах легко заводится плесень;
  • Нельзя экономить пропитывающий состав: защищать тыльную сторону обналички — обязательно;
  • Лучшее крепление обналички — бронзированные гвозди (или саморезы) плюс монтажный клей для наружных работ, нанесенный по контуру.

Начиная не спеша, со вкусами, себе в удовольствие, можно оформить дом в лучших традициях русского деревянного зодчества. Помнящие, что не напыщенная оригинальность является основой красоты, а только утонченный вкус, чувство меры, становятся востребованными мастерами.

Источник: https://planken.guru/otdelka-i-montazh-fasadov/istoriya-reznyh-derevyannyh-nalichnikov-i-ih-izgotovlenie-svoimi-rukami.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.