Умная школа в Иркутске: новая архитектура для нового человека

«Как архитектура школы влияет на образование»: о поросли мха, конвейере и умной школе

Умная школа в Иркутске: новая архитектура для нового человека

Проект «Умной школы», которая будет построена в 2018 году на берегу реки Ангара, вызывал немало споров, скепсиса и настороженного пессимизма — то ли из-за масштабного тендера на определение архитектурного бюро, то ли из-за солидных инвестиций от частного фонда «Новый дом» (около 3,5 миллиардов рублей). В любом случае, так получилось, что постройка нового образовательного комплекса на тысячу мест стала национальным событием. Конкурсным отбором архитектурных студий занимается КБ «Стрелка», и пока выбрано три финалиста (из Финляндии, Дании и США).

Здесь мы видим, как жюри конкурса как раз занимается отбором архитектурных студий. Можно заметить Тину Канделаки, чьё агентство «Апостол» занимается этим проектом уже несколько лет.

Источник: умная-школа.рф/

Думается, настороженное отношение общественности обусловлено не столько бюджетами и привычными опасениями «распилов», сколько полусознательным противлением новому и с недавних пор муссируемыми антизападными настроениями. Это может быть обусловлено типичным «да зачем нам эти западные штучки, у нас есть советское наследие, лучшая образовательная система в мире, на которой мы все выросли, и ничего…».

Вот это самое «мы вот выросли и ничего» и есть главный враг всех изменений.

Стоит задуматься — а так ли уж всё и «ничего», если мы с таким неприятием относимся к переменам и нововведениям? Сперва ищем подвох, потом ищем врагов, находим доказательства концепции «всё плохо» и, довольные своим недовольством, утихаем.

В Москве проводят роскошный праздник для молодёжи за 30 миллионов рублей — «лучше бы дороги построили»; строят трассу федерального назначения — «лучше бы образованием занялись»; вот он, наконец, образовательный проект (пусть даже единичный и точечный) — «лучше бы о пенсионерах подумали».

Такая реакция вполне предсказуема. Скорее всего, именно по этой причине экспертный совет и организаторы «Умной школы» проводят общественные открытые дискуссии о будущем образования, об опыте других стран, о проблемах, которые нас сковывают — чтобы обратиться к учителям, администрации, родителям, вызвать их доверие, ответить на вопросы и рассказать, зачем всё это вообще нужно.

Ведь, как известно, на самом деле большинство из нас не знает, что нам нужно, пока нам этого не покажут.

Полную видеоверсию одной из дискуссий вокруг архитекутры школы можно посмотреть здесь. Если вы не хотите смотреть часовое видео, мы подготовили для вас краткое изложение — о том, что у нас есть, что будет и что нам мешает.

Начнём с простого: с того, что у нас уже есть

А есть у нас школа «Китеж» в Калужской области. В этой школе-общине учатся дети-сироты, живущие в приёмных семьях. Создан целый посёлок, где нет отдельного школьного здания, а разные классы расположены в разных жилых домах.

Для чего это сделано? Для того, чтобы приёмный ребёнок научился чувствовать дом и перестал видеть вокруг себя привычные казарменные реалии детского дома. А дух казармы создают именно коридоры, кабинеты, раздача школьной столовой, линолеум на полу и окрашенные казённой краской стены.

Иная структура школы создаёт необходимую атмосферу, снижающую уровень тревожности, способствующую адаптации детей с непростой судьбой.

Первым решением в нашей школе был отказ от классных комнат и специального здания, которое будет стоять и демонстрировать предыдущий опыт железобетонных классов с окнами. Мы стремились затянуть ребёнка в семейную атмосферу.

Конечно, такая школа не может быть рассчитана на тысячу человек. Максимум на 150–200. Сама коммуна не может расти; смысл есть лишь в увеличении количества таких сообществ.

Теперь поговорим о том, что есть «у них», то есть у наших зарубежных коллег

Кристин Ярмунд, руководитель норвежского архитектурного бюро, рассказала о своих проектах.

Общеобразовательная школа в Гьердруме, Норвегия

Источник: kjark.no

Норвегия — холодная небольшая страна, поэтому применение её архитектурных подходов в российских реалиях — занятие, которое требует дополнительного осмысления. Скажем, пришкольные пространства там проектируются таким образом, чтобы не приходилось одеваться каждый раз, когда нужно перейти в другое здание по сорокаградусному морозу.

Модульность зданий сохраняется, а комфорт повышается за счёт стеклянных галерей. Или, например, в Норвегии большая часть года (с октября по апрель) приходится на полярную ночь. Это не значит, что в это время люди живут в полной темноте, это значит отсутствие прямых лучей солнца.

Логично при таких климатических условиях строить малоэтажные здания, отбрасывающие минимальные тени, а, скажем, зелёные насаждения организовывать во внутренних двориках.

Поэтому в архитектуре норвежских школ так много открытых пространств, так много стекла и так мало длинных коридоров и закрытых изолированных кабинетов. Людям просто хочется света.
Улучшить школу своими руками

Рациональность — одна из ключевых ценностей архитектуры. Как правило, рациональные решения повторяются из проекта в проект, но это вовсе не должно приводить к однотипности. Цвет и геометрические формы — вот что даёт разнообразие, управляет атмосферой и настроением.

Конечно, в послевоенные годы Норвегия тоже столкнулась с необходимостью массовой постройки множества школ, связанной с демографическим взрывом. Но уже в 70-80-х годах начался обратный процесс — стен в школах становилось всё меньше, школы стали стремиться жить в открытых пространствах. Сейчас мирно сосуществуют и школы старого типа, и новые решения.

Источник: kjark.no

О нашем старом и о нашем новом

Наталья Логутова, заместитель директора школы дизайна ВШЭ, говорит о том, почему даже яркие образовательные пространства у нас неизбежно прорастают мхом. В московских школах есть прекрасно оформленные учебные классы, созданные дизайнерами и архитекторами, но проблема остаётся на самом главном уровне — мало какие учителя знают, что делать в таких пространствах.

Очень сложно уйти от наследия прошлого, от парт в ряд и «вопросы здесь задаю я».

Это вовсе не вина учителей, это свойственно всем нам вне зависимости от профессии. Если мы меняем не просто вазочку на подоконнике, а целую среду — образовательную среду! — необходима огромная поддержка со стороны людей, которые это пространство проектировали, со стороны психологов и дизайнеров.

И так же будут вырастать перегородки, где их нет, и так же будет: «Не подходите к этому классу. Его нельзя использовать. В нем то-то и то-то», или что-то другое. И вся идея мобильности тоже уйдёт в никуда.

Учителям тоже нужны учителя, поэтому необходима просветительская работа — о том, как вести современный урок, как сформировать метапредметные навыки, как воспитывать живое мышление и ответственное самостоятельное отношение к жизни. В Иркутске, где будет построена «Умная школа», такая работа как раз ведётся.

О том, как у нас всё должно быть (и будет)

Руководитель проекта «Умная школа» Марк Сартан говорит о школе-заводе и школе-парке.

Кадр из музыкального кинофильма группы Pink Floyd “The Wall”

Школа-завод всем нам знакома. Это именно такое здание, в котором учился почти каждый из нас: типовое строение, ряд одинаковых окон, длинные коридоры, единый план всех этажей, однообразные цвета. Промышленно-заводская эстетика.

Я считаю, школа-завод учит простой вещи: она учит тому, что ты заготовка, и «Pink Floyd» нам опять в этом помогает. Ты заготовка, тебя обрабатывают. Там лучше взрослые знают, что тебе надо, куда тебе сейчас идти, где тебе сидеть, что слушать, что отвечать. И здание школы-завода соответственно учит тому же самому.

От современной школы ожидают совсем другое. У неё много входов (а не одна «проходная»), она зонирована, прозрачна, легко трансформируема. Здесь нет одного предсказуемого маршрута «класс–коридор–класс». Это школа-парк. По этой причине «Умная школа» в Иркутске будет занимать огромную территорию в 23 гектара и 26 зданий различного назначения.
Чей это класс? Думаем о дизайне учебной среды

Чему учит такая школа? Цель школы-парка — воспитание человека, который умеет ответственно распоряжаться своей жизнью. Для этого необходим творческий характер обучения, личная вовлечённость и активная деятельность. Учитель перестаёт быть источником информации и становится наставником; дети перестают усваивать информацию пассивно и начинают активно её исследовать.

Вот три ответа на один и тот же вопрос, в зависимости от того, какой эпохе какое здание соответствует. Чем учит школьное здание? Школа-завод учит тому, что ты заготовка, школа-город учит тому, что ты гражданин, а школа-парк и «Умная школа» учат тому, что ты — автор собственной жизни.

Результаты «Умной школы» мы увидим не ранее, чем лет через двадцать — когда выпустится первое поколение авторов своей жизни. Хотя, слушая участников дискуссии и просматривая образцы зарубежного опыта, хочется масштабировать такой образовательный подход уже сейчас.

На самом деле возможность вариативности образовательного процесса и образовательной среды предусмотрена законом «Об образовании». Можно начинать менять среду, не ломая серые бетонные стены (потому что других пока нет), а созидая атмосферу. Среда создаётся людьми.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Умная школа в Иркутске: новая архитектура для «нового человека»

Умная школа в Иркутске: новая архитектура для нового человека

В Иркутске реализуется уникальный образовательный проект «Умная школа». Портал ОКНА МЕДИА разбирается в архитектурных и содержательных особенностях инициативы.

Умная школа воспитает «нового человека»

Единый архитектурный ансамбль с инновационным дизайном в 60-ти километрах от озера Байкал объединит учебные и жилые постройки, художественные и ремесленные мастерские, спортивные площадки и концертные залы в окружении природных ландшафтов, садов и парков, которые все вместе образуют особую среду для обучения и развития детей с 3 до 18 лет с целью их максимальной адаптированности к вызовам современного мира.

умная школа в байкальском ландшафтеПроект примет более тысячи учеников. Причем специального отбора не предусмотрено. Напротив, авторы проекта настаивают на равных возможностях для детей самых разных способностей, а социальную справедливость и идею открытого «социального лифта» провозглашают центральной в своей концепции.

Проект финансируется полностью из частных инвестиций. Благотворительный фонд Новый дом бизнесмена Альберта Авдоляна выделяет на строительство комплекса и обеспечение его работы 3,5 миллиарда рублей.

ломаный фасад школы максимально приближен к живым линиям природыЗначимым моментом является то, что в школе будут обучаться под одной крышей дети с ограниченными возможностями, также дети из приемных семей.

Кампус «Умная школа» включает комфортабельные коттеджи и апартаменты для 30 приемных семей, каждая из которых занимается воспитанием 5-6 детей. Адаптировать детей, оставшихся без попечения родителей, к нормальной жизни – одна из ведущих целей проекта. Однако это лишь «одна сторона медали».

Дети из родных семей получают уникальный опыт жизни в гуманном открытом обществе с равными возможностями для всех.

Ученики будут постигать законы жизни и мироустройства не через абстрактное назидание, а посредством живого опыта общения и участия в разных сферах человеческой деятельности: творческой, социальной, научной, игровой, бытовой, психологической, ремесленной, аграрной.

Умную школу спроектировали датчане из CEBRA

К участию в конкурсе руководители проекта привлекли более пятидесяти архитектурных бюро. Победителем стала датская компания CEBRA. Специалисты из Дании спроектировали уже не один школьный комплекс в Европе, в том числе для приемных семей. Комплекс под Иркутском у Чертугеевского залива займет 20 гектаров. Стоимость готового проекта оценивается в 58 млн долларов.

макет умной школы в Иркутске CEBRAОсобенностями проектировки скандинавских зодчих являются малоэтажные комплексы с активным использованием дерева, обширным панорамным остеклением, публичными внутренними пространствами, которые связывают ландшафт и интерьер. 

Остекление в Умной школе: открытость и защищенность

Комплексам свойственна «игровая» геометрия оконных проемов. Окна разных размеров и форм словно разлетаются по фасадам объектов в свободном и случайном порядке.

На самом же деле, если смотреть изнутри помещения, их размер и расположение оптимально соответствует многообразию функций интерьера.

Здесь и панорамное остекление в пол для рекреационных зон и гостиных в жилых секторах, и уютные небольшие окна для спален, и просторные оконные проемы для классов и библиотек.

Вокруг построек располагаются парк, сад, учебный огород, спортивные площадки для групповых занятий. Ученики школы будут принимать самое активное участие в зонировании и наполнении окружающего пространства, формировать и тренировать здесь свои навыки ландшафтного проектирования.

В Умной школе разноцелевые сектора замыкаются в сферу с масштабным пространством двора в сердцевине кампуса. «Ячейки» различной наполненности объединяются крытыми переходами, а проницаемость пространства обеспечивают стеклянные стены.

прочное и теплое остекление выдержит даже сибирские морозыСтекло займет важное место в архитектурной жизни Умной школы.

Его будет много, и это будут самые безопасные и передовые по своим техническим и эстетическим свойствам материалы.

Сыграет свою важную роль и качественная фурнитура, которая позволит легко управляться с открыванием и закрыванием окон, проветриванием помещений без риска сквозняков, что так важно в помещении, где походит учебный процесс.

Перспективы уникальных проектов: что получится с образованием

Приангарский проект – уникальный в России.

С конца ноября 2017 года под руководством методиста и педагога и главного разработчика учебных программ для проекта Марка Сатрана полным ходом идет формирование и подготовка педагогического коллектива для школы.

Кадры – ключевая задача для жизни и успеха ангарской инициативы. Важно, что все специалисты – жители Иркутска и области. Первых учеников школа примет в будущем 2019-м году. Станет ли проект началом целой системы «умных школ» в России, покажет время.

Марк Сатран ведет занятие для педагогов школыПока же российское образование сталкивается с гораздо более прозаичными проблемами.

Практически в каждом городе и регионе страны школьные здания и учебное оборудование устарели. Обучение проводится в две или три смены. По данным Программы развития российских школ на 2016-2025 годы, в почти 9 тыс.

школ страны износ зданий достигает 50-70%, а примерно в 6 тыс. школ – более 70%.

Основная задача, сформулированная для реализации до 2025 года, – это перевести всех учащихся 5-9-х классов на обучение в одну смену и заменить изношенный школьный фонд недвижимости на комфортные, отвечающие современным требованиям здания с надлежащим оборудованием для обучения и развития школьников. Помочь в этом должны новые типовые проекты школ. Государство выделяет на реализацию программы более 2,8 трлн рублей. Как при этом будет решаться кадровый вопрос в учебных заведениях – неизвестно.

пространство умной школыИдеологи «Умной школы» в Иркутске надеются, что их пример станет по-хорошему «заразительным» и многие идеи и инициативы, рожденные в стенах приангарского кампуса начнут воплощаться и в других школах, тем более что авторы проекта делают акцент на доступности и открытости Умной школы, а многие инициативы и предложения разработчиков проекта были переданы и взяты на вооружение Министерством образования еще в период 2011-2013 года.

Остается ожидать, что российское образование все-таки сможет совершить «прорыв» к светлому будущему, как в обеспечении комфортных условий пребывания учеников в помещении школы, так и в образовательных технологиях и процессах. И вновь сможет вернуть себе достойное место среди образовательных систем мира, взяв на вооружение лучший мировой и отечественный опыт школьной архитектуры и школьной педагогики.

Портал ОКНА МЕДИА рекомендует: Школы-тансформеры появятся в Москве

Для чего раскручивают образовательный проект «Умная школа»?

Умная школа в Иркутске: новая архитектура для нового человека

Уже несколько месяцев в Иркутске идет рекламная компания образовательного проекта «Умная школа». При чем к раскрутке это проекта подключились не только федеральные и областные СМИ, но и местные блогеры и популярные иркутские сайты.

В апреле 2015 г.

я уже писала об «Умной школе» и сделала предположение, что в рамках этого проекта областная власть вместе с представителями Высшей школы экономики затеяли эксперимент над приемными детьми Приангарья. Но на тот момент было очень мало информации об «Умной школе», чтобы однозначно делать какие-то выводы.

Теперь же появились конкретные очертания проекта.

И как говорится, дьявол кроется в деталях. А эти детали свидетельствуют о том, что эксперимент будет проводиться не только над приемными детьми Приангарья, а над российским средним образованием в целом, над всеми нашими детьми.

Рекламная компания проекта «Умная школа» как не странно началась с презентации от областной власти.  21 января 2015 г.

на пресс-конференции заместитель министерства социального развития, опеки и попечительства Приангарья Татьяна Плетан заявила, что в соответствии с программой «Дети Приангарья» было принято решение реализовать проект «Умная Школа», в рамках которого будет построен образовательный комплекс и жилые дома, где будут проживать приемные родители и их дети. При этом Татьяна Плетан не сообщила общественности ни инициатора проекта, который будет строить образовательный комплекс, ни содержание образовательной программы, ни источники финансирования этого проекта.

А между тем, если зайти на сайт «Умной школы», то оказывается, что областное министерство с 2014 г. сотрудничает со специалистами «Умной школы», которые проводят обучение работников опеки и образования.

Причем обучение специалистов проходит не по какой-то специально разработанной российской программе, а по европейским и американским методикам в сфере опеки и попечительства. Вот, например, 13 марта 2015 г.

специалистов органов опеки и попечительства Иркутской области обучали по программе «PRIDE», которая была разработана в 1993 г.

Американской лигой охраны детства и продвигается в России как международная программа со стороны Скандинавских стран, в который как раз и происходят резонансные случаи отобрания детей из русских семей.  Кроме этого, данные страны отличаются большим количеством насильственных изъятий детей из семей, повышенной численностью детей, находящихся в системе патронатной опеки, и высоким процентом насилия в патронатных семьях и учреждениях.

Координатором этой программы в России является Эльвира Савинова, которая работает в Мурманской области и успешно распространяет по всей стране скандинавскую патронатную систему. Так, за время работы в России с 2005 г. по 2010 г. по программе «PRIDE» было обучено более 850 специалистов в Мурманской, Архангельской, Ленинградской, Иркутской областях и Республике Карелия.

Свою заинтересованность и сопричастность к проекту «Умная школа» обозначило не только областное министерство, но и губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко, который на встрече с депутатами Думы Иркутска 26 января озвучил источник финансирования проекта – компанию «Ростех» и место строительства школы – Чертугеевка.

Таким образом, на начальном этапе раскрутки «Умной школы» можно зафиксировать, что проект нашел поддержку на самом высоком областном уровне, для участия в проекте уже давно шла подготовка работников опеки и образования по скандинавским методикам в сфере патронатного устройства детей, которое являются главным звеном в системе западной ювенальной юстиции.

Сами авторы проекта провели презентацию образовательного комплекса только через два месяца после официального представления на уровне областной исполнительной власти.

На презентации «Умной школы» выяснилось, что идея проекта возникла у телеведущей Тиной Канделаки в августе 2011 г.

во время национального образовательного форма «Умная школа», где обсуждались проблемы российского образования. Начиная с 2013 г.

Тина Канделаки для реализации этой идеи собрала команду специалистов, которые в течение двух лет разрабатывали концепцию образовательного комплекса «Умная школа».

При этом в презентации проекта основной целью образовательной концепции указали «создать механизм всестороннего образования, развивающего у детей способность делать свободный выбор жизненного пути».

По мнению разработчиков проекта, уникальность предлагаемой образовательной системы заключается в том, что система образования выстраивается персонально под каждого ученика и формируется «индивидуальный образовательный маршрут».

Для этого в основу учебной программы предлагается заложить 5 содержательных осей: образно-художественное моделирование мира, психологизацию образовательного процесса, интенсивное изучение иностранных языков, продуктивную трудовую деятельность и школьный спорт.

Фактически разработчики образовательной комплекса «Умная школа» предлагают воплотить идею Института образования  НИУ «Высшая школа экономики» о вариативности образования для обеспечения максимально возможной степени индивидуализации образования, при которой каждый ученик получает свое – индивидуальное образование.

При этом непонятно в чем же заключается уникальность этого образовательного подхода, если он был воплощен в 90-х годах через создание многообразных образовательных программ и до сих пор действует во многих частных школах.

Кстати, результатом этого либерального эксперимента стало разрушение советского образования.

Видимо для окончательного изгнания всего советского из российских школ реформаты решили провести максимальную степень индивидуализации образования.

Этот вывод подтверждается словами генерального директора ООО «Умная школа» Марка Сартана, который описал следующие особенности проекта:— Первое — дети из приемных семей будут ходить в школу с детьми из обычных семей для более эффективной социальной адаптации в обществе.

— Второе — индивидуализация образования: ребенок выбирает свои предметы, отсутствует общее расписание. Нам кажется, это будущее образования, потому что любые обязательные занятия обычно неэффективны, а все, что делается по зову сердца и души, дает лучшие результаты.

— Третье: мы будем воспитывать детей, умеющих ответственно распоряжаться собственной жизнью. Дети будут учиться ставить цели, искать ресурсы для их достижения, учиться всему, с чем придется столкнуться во взрослой жизни.

Иными словами Марк Сартан хочет воспитать в детях максимально индивидуалистическую личность, которая будет существовать в пространстве собственного индивидуального образования, ставить личные цели и удовлетворять свои личные потребности, никак, не согласуя их с интересами своей страны, общества и других людей.

И как все эти индивидуумы будут вместе учиться в одном вузе, работать на одном предприятии, жить в одном обществе, если они обучались по собственной индивидуальной программе?Опасность этого образовательного подхода заключается в том, что можно заблудится в этой вариативности, как в лабиринте, и никогда не найти точки соприкосновения с другими людьми. А это в свою очередь приведет не только к окончательному разрушению образования, но и к уничтожению государства.

Отдельно следует обсудить финансирование проекта. Судя по всему, Тине Канделаки удалось найти инвесторов для строительства образовательного комплекса, который стоит внушительную сумму в 3.5 млрд. рублей. Хотя в СМИ встречается противоречивая информация об основном инвесторе проекта, но большинство источников указывают на госкорпорацию Ростех. В дальнейшем Марк Сартан заявляет, что образовательный комплекс «Умная школа» будет, как частная школа, получать «государственные средства в соответствии с принципом подушевого финансирования».

Получается, что строительство и содержание частной школы, где будет проводиться либеральный эксперимент над российским средним образованием и нашими детьми, будет финансироваться за государственный счет.  Более того, президент фонда «Новый дом» Альберт Авдолян заявил, что комплексный проект «Умная школа» в дальнейшем может масштабироваться на другие регионы РФ.

Если данный «уникальный проект» будет финансироваться за счет государства, то есть на деньги  налогоплательщиков, а потом внедряться по всем школам страны, то почему господа либеральные реформаторы не хотят спросить сначала у иркутян, а потом у всего российского общества, хотят ли они проведение таких реформ школьного образования? Хочет ли российское гражданское общество, чтоб их детей обучали по классическому советскому образованию или по максимально индивидуализированному образованию без всяких критериев и границ?Таким образом, можно предположить, что проект «Умная школа» преследует далеко идущие цели и его реализация в масштабах страны может привести к:- уничтожению остатков советского образования и внедрению вариативного западного среднего образования сначала в частной школе в Иркутске, как в пилотном регионе, а затем во все российские школы;- разрушению системы детских домов и всех советских форм устройства детей-сирот и внедрению западной патронатной/фостерной системы.
СПРАВКА:

Проект: Образовательный комплекс «Умная школа».
Инициатор проекта: Тина Канделаки.
Руководитель проекта: генеральный директор ООО «Умная школа» Марк Сартан.
Местонахождение: г. Иркутск, территория Чертугеевского полуострова.
Площадь: 20 гектаров.
Начало строительства комплекса: 2016 г., открытие комплекса: 2018 г., открытие ресурсного центра для приемных семей: 2019 г.
Стоимость проекта: 3,5 млрд. рублей.
Финансирование проекта: частные пожертвования в благотворительный фонд «Новый дом» (дата создания 2013 г., президент – российский бизнесмен Альберт Авдолян, председатель попечительского совета Сергей Чемезов).
Предполагаемые инвестор: Госкорпорация Ростех
Состав комплекса: 37 зданий: начальная и старшая школы, детский сад, поселок для приемных семей, культурно-досуговый центр с административным блоком, спортивный центр и учебные мастерские.
Образовательная программа: дошкольное образование (около 200 человек с 3 до 7 лет), начальная школа (360 человек с 1-го по 6-й класс), старшая школа (480 человек с 7-го по 11-й класс).
Обучение: бесплатное.
Количество учащихся: 1000 человек, из них 150 приемных детей.
Количество учителей: 250 человек из Иркутска.

?

|

mike_ermakovПоявился новый термин – “колбасизм”. Впервые его применил Сергей Кургинян в передаче “Политика” на 1 канале. Раскрою я его чуть ниже, а пока коротко расскажу о передаче.В передаче обсуждался вопрос откровений Ильи Пономарёва с пранкерами (телефонные хулиганы/провокаторы). Там есть что посмотреть. Особенно интересно, как друзья Пономарёва начинают его защищать, не смотря на то, что он попал в ситуацию, из которой его выгородить невозможно. Илья Пономарёв рассказал, что взаимодействует с украинской хунтой, с Михаилом Саакашвили, работает на высоких западных “партнёров”, мечтает, чтобы уголовное дело в отношении него квалифицировали не по экономическим статьям, а по политической и т.д. В общем, тот ещё оппозиционер.Ну и высказывания его защитников характерные:«Конечно, Илья Пономоарёв, он запалился невероятно. Надо немножко соображать, о чём ты говоришь..»

— Борис Надеждин

«Я согласен, конечно, что это тяжело будет отыграть»

— Дмитрий Некрасов

Все услышали? Друзья-политики не осуждают его поведение (воровство в Сколково, работа на врагов России), а сожалеют, что он “запалился” и ему “тяжело будет отыграть”. Т.е. если бы не запалился, то и всё нормально. Работай на врага, воруй, предавай страну, но “соображай, о чём говоришь”, чтобы не “запалиться”. В нормальном гражданском обществе и разговор Пономарёва, и действия его защитников – это политическое самоубийство.Теперь о “колбасизме”. Во второй половине передачи зашёл разговор об идеологии. Тот же Дмитрий Некрасов, который защищал Илью Пономарёва, отстаивал буквально следующую позицию:

«Зачем нам суверенитет, если нет колбасы»

Вот так вот простенько и со вкусом. Вообще, либералы в последнее время часто стали упирать на социальные проблемы. Естественно, всё с увязкой с политикой нашего руководства. Мол, Крым аннексировали, нам санкции ввели, теперь люди страдают, колбасы не могут купить. Военные расходы увеличиваются, а расходы на медицину и образование сокращаются. И льют прям крокодиловые слёзы. Как будто не они (тот же Надеждин) в 90-е без военных расходов элементарно уничтожали то, о чём сокрушаются. Да и теперь их дело продолжают такие же либералы, только которые у власти, в отличие от уже отработанного материала, типа Надеждина или Касьянова.Сергей Кургинян же отстаивал позицию, что без смысла, русские люди и страна умирает. Идеология не может быть материальной (колбаса, пиво, чистые туалеты и пр.). Должна быть миссия. И русский народ этого жаждет всей душой, и второй раз первородство за чечевичную похлёбку не продаст. Ну а завывания Надеждина и Некрасова он назвал идеологией “колбасизма”. Очень ёмко и содержательно, по-моему.В общем, предлагаю посмотреть передачу самим.

Новости

Умная школа в Иркутске: новая архитектура для нового человека

В фокусе архитектурной концепции CEBRA – гибкое сочетание собственной инициативы учащихся, их любознательности, учебы и игры, с организованными школой мероприятиями, чувством безопасности и заботы.

Форма круга выражает идею объединяющего сообщества, а его центр становится узловой точкой и получает особый статус и акцент. Концептуальное решение «Умной школы» в Иркутске – это богатая образовательная среда с плавным переходом между внутренним и внешним пространствами.

Школьная жизнь будет протекать не только в специально выделенных помещениях, но и в открытых зонах внутри и вокруг зданий.

«При создании «Умной школы» в Иркутске мы руководствуемся принципами создания «открытых», «многофункциональных» и «трансформируемых» помещений. Было проведено множество исследований, показывающих влияние архитектуры на учебный процесс.

К тому же в ближайшие годы количество школ в стране только увеличится, и правильно будет строить принципиально новые здания, опираясь на мировой опыт и исследования в этой области», – комментирует Марк Сартан, руководитель проекта «Умная школа».

Конкурс на разработку архитектурной концепции образовательного комплекса «Умная школа» был организован с целью привлечения лучших архитекторов мира к решению задачи создания образовательной среды, соответствующей современным целям образования и концепции «Умной школы».

Кроме того, целенаправленная работа с детьми-сиротами потребовала разработки отдельного поселка приемных семей.

Тенденция к индивидуализации и вариативности образования должна была воплотиться в архитектуре, предоставляющей ученикам и учителям максимальный выбор как пространственных связей, так и функциональной нагрузки.

Архитектурная концепция победителя признана лучшей экспертным жюри в процессе технической оценки предложений участников по следующим показателям: схема планировочной организации, транспортные решения, баланс площадей (территория), строительный объем, баланс площадей (объекты), полезная площадь по зонам.

Суммарная оценка представленного проекта по важнейшим девяти аспектам (градостроительство, планировочная структура, ландшафтные решения, поддержка образовательного процесса, инженерные и конструктивные решения, дизайн интерьера образовательных учреждений, работа с детьми-сиротами, соответствие градостроительным, строительным, гигиеническим и санитарным нормам, стоимость) является максимальной, позволяющей воплотить все важнейшие принципы «Умной Школы» и учесть индивидуальные особенности учащихся.

«В России реализуется один из самых масштабных и уникальных в мире проектов в архитектуре образовательных комплексов.

Невероятная популярность конкурса среди известнейших архитектурных бюро мира позволило нам получить прорывные идеи и жюри действительно было из чего выбирать, – заявила член жюри конкурса и инициатор проекта «Умная школа» Тина Канделаки.

– Судя по эскизам конкурсантов, идею, которую мы вынашивали несколько лет, ждет фантастическое воплощение: второго такого проекта в России просто нет».

Важным партнером и организатором конкурса явилось КБ «Стрелка»​ , позволившее сформировать пул международных участников, предложивших принципиально новые концепты, отличающиеся от типовой российской школьной архитектуры.

 Раньше считалось, что учащийся должен приспосабливаться к методике преподавания, теперь мы знаем, что обучение эффективно только тогда, когда адаптировано к учащемуся.

«Мы вдохновлены победой в международном конкурсе «Умной школы», которая позволит реализовать впервые в России концепт «умной школы» для переосмысления образовательного пространства в формате школы-парка, которая взаимодействует с окружающим обществом и современным миром.

Все дети разные и нуждаются в такой среде обучения, которая могла бы учесть различные образовательные ситуации и потребности. Умная школа в Иркутске – это умный выбор», – говорит Флемминг Свендсен (Flemming Svendsen), главный архитектор CEBRA.

Афиша Город: «Умная школа» и еще 10 вдохновляющих школ, в которых хотел бы учиться каждый – Архив

Умная школа в Иркутске: новая архитектура для нового человека

«Умная школа» — это учебный комплекс, где дети из полных семей будут учиться вместе с детьми-сиротами. Дело будет происходить в Иркутске, на берегу Ангары, а строительством займутся архитекторы с мировым именем.

Звучит это все совершенно фантастически и на самом деле таковым и является.

Как сообщает пресс-релиз «Апостола» (среди клиентов — концерн «Калашников», Рамзан Кадыров и правительство Татарстана), идею придумала Тина Канделаки — сейчас не сразу вспомнишь, однако медийно-политический демиург, совладелица «Апостола», почти 10 лет вела на СТС программу «Самый умный». Руководит проектом Марк Сартан, который много лет работал в издательских домах «Первое сентября» (журналы «Школьный психолог», «Классное руководство», «Биология», и проч.) и «Вокруг света», а также является отцом основательницы Trends Brands Насти Сартан. 

Строить собираются целый поселок, где кроме школьных зданий разместятся коттеджи для приемных семей и культурно-развлекательная инфраструктура, а с детьми будут работать не только учителя, но и психологи, дефектологи, логопеды. Учиться в «Умной школе» будут чуть больше тысячи человек: около 15% (150 детей) составят дети, оставшиеся без попечения родителей. 

Кроме гуманитарной миссии у «Умной школы» есть более важная стратегия: попробовать понять, какими будут школы будущего. А строить их будет необходимо: несмотря на то что в Москве школы объединяются, демографические данные говорят о том, что к 2020 году школьных мощностей в России не будет хватать.

Кроме того, несколько лет назад правительством были приняты законы, подразумевающие, что в ближайшие несколько лет все школы в России будут работать в первую смену. В итоге в ближайшие 15–20 лет по стране нужно будет создать 25 миллионов новых учебных мест — а значит, строить полностью новые здания.

Создатели «Умной школы» надеются уйти от типовых помещений и оформления, ограниченного портретами выпускников-медалистов и стендами про ОБЖ. Как они образно выражаются, перейти от «школы-завода», где царит конвейерная и безликая атмосфера, к «школе-парку», подразумевающую то, что каждый человек — автор своей жизни.

Дружелюбный дизайн и привлекательные внутренние пространства должны повысить желание детей находиться в школе и способствовать их мотивации к учебе.

«Даже московские «индивидуальные» проекты школ отличаются от типовых только цветом фасада, разноэтажностью, максимум — актовым залом необычной формы и, возможно, бассейном, а аудитория – как прямоугольная коробка с 30 партами никуда не пропадает», — говорит руководитель проекта, гендиректор компании «Умная школа» Марк Сартан. По его мнению, такие классы созданы для фронтальной работы: один говорит, остальные сидят и слушают. В то время как сегодня существует огромное количество форм обучения: индивидуальная, групповая, в больших группах, в малых группах, чередование их, поэтому «коробка с 30 партами» уже не позволяет реализовать все возможности образования. «Надо помнить, что именно содержание образования диктует форму, а у нас происходит наоборот — сначала строят коробку, а потом в нее втискивают детей», — говорит Марк. 

Закрытый архитектурный конкурс «Умной школы» курировали эксперты из КБ «Стрелка». Откликнулось несколько сотен бюро и компаний, выбрали 50 участников из 26 стран.

Специалисты из «Стрелки» рассмотрели конкурсные заявки и оценили каждую из них по 100-балльной шкале, проанализировав статус организаций, опыт и квалификацию команды в схожих с «Умной школой» проектах из портфолио участников. В итоге техническое задание получили 6 архитектурных бюро.

При этом денежных рамок организаторы не ставили, зато жесткие требования предъявили к принципам, которые необходимо учесть при организации школы. «Здание школы должно подразумевать свободу перемещения и изучения пространства, иметь дружелюбный дизайн, разнообразие форм и текстур», — объяснил  Марк Сартан.

В состав комплекса войдут 37 зданий: начальная и старшая школы, детский сад, поселок для приемных семей, культурно-досуговый центр, администрация, спортивный центр и учебные мастерские

Иллюстрация: «Апостол»

В жюри помимо Тины Канделаки и Марка Сартана вошли директор британской общественной организации Sustainability and Environmental Education (SEEd) Энн Финлейсон, норвежский архитектор, глава архитектурной компании Kristin Jarmund Arkitekter AS Кристин Ярмунд, архитектурный критик Григорий Ревзин, министр образования Иркутской области Елена Осипова и ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко. Летом команды-финалисты посетят Иркутск, чтобы познакомиться с площадкой и доработать свой проект, — окончательный победитель будет определен к сентябрю. Начать строительство планируется в начале 2016 года, пока же можно посмотреть, чем эти архитекторы вообще известны.  

  • «Съедобный школьный двор» (Бруклин, Нью-Йорк, США) Фотография: WorkAc
  • Музей изобразительных искусств Блаффера (Хьюстон, США) Фотография: WorkAc
  • Детский музей изобразительных искусств (Нью-Йорк, США) Фотография: WorkAc
  • Остров Новая Голландия (Петербург, Россия) Фотография: WorkAc

Основана — 2003 год

Штат — 19 человек

Сайт work.ac

Компания фокусируется на развитии архитектурных проектов, которые переосмысливают отношения между городом и природой. Они уже побеждали в России: в 2011 году WorkAc выиграли конкурс на реновацию острова Новая Голландия в Петербурге (его курирует Роман Абрамович, подробности здесь).

Недавно компания завершила строительство первого в мире «Съедобного школьного двора» в бруклинской школе №216: вместо парковки в школьном дворе организована теплица, где школьники выращивают овощи и зелень, а раз в месяц каждый учащийся готовит из выращенного урожая собственное блюдо.

Кроме парника на территории построены кухня и лекторий, также есть цистерна для сбора дождевой воды, которая помогает выстроить ирригационную систему. 

CEBRA (Дания)

  • Школа Mesterfjellet School (Ларвик, Норвегия) Фотография: CEBRA architecture
  • Фотография: CEBRA architecture
  • Школа Bakkegaards School (Гентофте, Дания) Фотография: CEBRA architecture
  • Школа Bakkegaards School (Гентофт, Дания) Фотография: CEBRA architecture

Основано — 2001 год

Штат — 30 человек

Сайт cebraarchitecture.dk

Датчане из CEBRA полагают, что это архитектура должна уметь приспосабливаться к учащимся, а не наоборот. Поэтому при проектировании здания стараются учитывать индивидуальные потребности школьников.

Например, такие: бегать можно не только вверх и вниз по лестнице, а кружить по зданию и прилегающим к нему площадкам по простой, но интересной траектории, свет падает не только сверху, и ни одно из окон не выходит на север.

Arkkitehdit Rudanko + Kankkunen (Финляндия)

  • Школа Aurinkokivi (Вантаа, Финляндия) Фотография: Arkkitehdit Rudanko + Kankkunen
  • Школа Aurinkokivi (Вантаа, Финляндия) Фотография: Arkkitehdit Rudanko + Kankkunen
  • Проект школы Opinmäki School (Эспоо, Финляндия) Фотография: Arkkitehdit Rudanko + Kankkunen

Основано — 2010 год

Штат — 9 человек

Сайт rudanko-kankkunen.com

Молодое финское бюро, в котором работают муж и жена — очень красивые. Они умеют придумывать и строить гармоничные, теплые, надежные и уютные общественные проекты в северном климате (нельзя забывать, что «Умная школа» откроется в Иркутске). 

Строительство школы финансируется благотворительным фондом «Новый дом» (общий объем инвестиций составляет 3,5 млрд р.).

Строительство должны начать в следующем году, и если все пойдет по плану, то в 2017 году начнет работу коллектив начального и дошкольного образования, будет введен в эксплуатацию поселок приемных семей, детский сад и здание младшей школы.

В 2018 году пройдет набор и заселение второй группы приемных семей, откроются средняя и старшая школы. В 2019 году начнет работу ресурсный центр для приемных семей всего города.

 Мировой опыт

Строительство «Умной школы» вызвало интерес к российской школьной архитектуре в целом.

Проблемой озадачилось и московское правительство: по заказу Департамента образования Москвы Лаборатория дизайна Высшей школы экономики вместе со студентами Школы дизайна «Вышки» подготовили проект реконструкции московских школ.

В их задачу входило подготовить такие варианты решений для школ, построенных до 1970-х годов, чтобы при оптимальных бюджетных затратах и минимальных перестройках самого здания создать стильный, комфортный, безопасный и вдохновляющий дизайн для учебных заведений.  

В ходе подготовки проекта специалисты Лаборатории дизайна рассмотрели передовой мировой опыт и выяснили, на какие тенденции можно ориентироваться при модернизации школьных зданий.

Оказалось, что в испанских (и только в испанских) школах встречается цветной кафель, а в швейцарских почти никогда не увидишь ярких цветов — только серая поверхность оголенного бетона и естественный цвет светлого дерева.

В целом же интерьеры школ цветные, и чем младше дети — тем «цветнее» стены. 

При всем разнообразии современных архитектурных и дизайнерских возможностей в Лаборатории дизайна уверены, что оформление зданий без готовности сотрудников школ к переменам ничего не даст.

«Я часто наблюдаю, как обживают школьные пространства, оформленные современными дизайнерами, — рассказывает руководитель лаборатории Наталья Логутова.

— Если в новые школы привносить старую систему ценностей, то перехода к современному типу образования не происходит — мох начинает прорастать, поэтому надо менять не только стены, но и мозги».

Школа NY-Krohnborg (Берген, Норвегия)

  • Фотография: Collingridge and Smith Architects
  • Фотография: Collingridge and Smith Architects
  • Фотография: Collingridge and Smith Architects
  • Фотография: Collingridge and Smith Architects
  • Фотография: Collingridge and Smith Architects
  • Фотография: Collingridge and Smith Architects
  • Фотография: Collingridge and Smith Architects
  • Фотография: Collingridge and Smith Architects
  • Фотография: Collingridge and Smith Architects

Разноцветную школу в Бергене — столице норвежского металла — должны были построить на месте старых военных бункеров, но затем решили перенести на более крупную площадку, призванную встряхнуть жизнь целого округа. Школа соединена со спортивным и культурным центром.

  • Фотография: Nicolas Sedlatchek
  • Фотография: Thomas Jantscher
  • Фотография: Thomas Jantscher
  • Фотография: Thomas Jantscher
  • Фотография: Thomas Jantscher
  • Фотография: Jean Michel Landecy
  • Фотография: Thomas Jantscher

Почти 30% жителей живописного Шерминьона — приезжие, которые решили обосноваться в Швейцарии. Логика подсказывает, что среди них немало процветающих семей с детьми. Эта школа, совмещенная с детсадом и адресованная жителям пяти окрестных деревень, в прошлом году получила награду европейского конкурса Best Architects.

  • Фотография: Daniel Malhão
  • Фотография: Daniel Malhão
  • Фотография: Daniel Malhão
  • Фотография: Daniel Malhão
  • Фотография: Daniel Malhão

Не каждый мировой музей современного искусства может похвастаться таким изящным архитектурным решением — зато 40 португальских детсадовцев и 200 младшеклассников привыкают к эстетике открытых пространств, игре света и объема и благородной комбинации дерева, пробки и камня с самого букваря.

  • Фотография: Simon Devitt
  • Фотография: Simon Devitt
  • Фотография: Simon Devitt

В Москве такие учреждения называются детскими садами или прогимназиями: это центр развития для ясельников до пяти лет.

Это частное заведение гордится профессиональным уровнем педагогов, хотя и без них, кажется, смелая архитектура посреди очень красивой природы может помочь развитию воображения у ребенка.

Весь проект и строительство, включая ландшафтное проектирование, обошлось немногим более миллиона долларов. 

  • Фотография: Florian Kleinefenn
  • Фотография: Florian Kleinefenn
  • Фотография: Florian Kleinefenn

Как и следует из названия, эта школа в северных районах Парижа, где расположен один из важнейших антикварных рынков мира и где ведется большое жилое строительство, находится на энергетическом самообеспечении — вот почему каждый сантиметр плоской крыши отдан под солнечные фотоэлектрические панели.

  • Фотография: Arthur Péquin
  • Фотография: Arthur Péquin
  • Фотография: Arthur Péquin
  • Фотография: Arthur Péquin

Пример не столько революционного нового строительства, сколько преобразования стандартной общеобразовательной школы, состоящей из нескольких зданий.

  • Фотография: Arkitema Architects
  • Фотография: Arkitema Architects
  • Фотография: Arkitema Architects
  • Фотография: Arkitema Architects

Начальная школа мечты: яркий красный цвет помогает пережить бессолнечные сезоны в Северной Ютландии, частичное остекление крыши пропускает мягкий свет и позволяет хоть немного, но сэкономить электроэнергию. 

На церемонию открытия этой школы приезжали датский кронпринц Фредерик и кронпринцесса Швеции Виктория. Одна из первых больших школ, полностью оказавшихся от традиционной нарезки на классные комнаты: вместо этого каждый этаж, построенный в форме бумеранга, разделен на четыре учебные зоны.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.